Шедевры палеолитического времени показывают действительную вечность и общечеловеческую значимость подлинного творчества, решавшего важнейшие историко-социальные и культурные задачи. В последнее время стали появляться научные исследования, которые приближают нас к важной стороне проблемы становления и развития человечества в целом и человека современного физического типа в частности. Важным признаком сапиенизации определяется появление способности к абстрагированию, знаковой деятельности, искусства и творчества в целом. Комплексные интеграционные исследования археологов, искусствоведов, этнологов, антропологов, психологов, религиоведов и философов, возможно, в скором будущем раскроют механизмы появления первых абстракций, их символическое значение и историко-социальный смысл, а также генетические истоки творчества, его природу.
В предлагаемом электронном пособии нами учитывается сложный характер человеческой природы, которая имеет биологический, психический, социальный и культурный аспекты. Основной принцип: человеческая природа, как бы она ни была определена, рассматривается как некое целое, и культура определяется ее функцией. Можно предполагать, что человеческая культура функционирует по одним и тем же законам в прошлом и настоящем. В связи с этим особый интерес представляет первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исход ной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.
Несомненно, в науке накоплен значительный опыт описания, интерпретации, датирования, классификации древнейших проявлений первобытной культуры и творчества. Особо внимание студентов обращено на фундаментальные работы российских исследователей — А.Д.Столяра, З.А.Абрамовой, Б.А.Фролова, В.Е.Ларичева, А.Я.Шера, М.Ф.Косарева и др. При подготовке курса использованы и работы зарубежных ученых — А.Брейля, Т.де Шардена, Э.Тэйлора, Ж.Гардена, К.Леви Строса, А.Леруа-Гурана, М.Элиаде, В.Кабо, А.Маршака, Б.Хайдена и др. Предлагаемое учебное пособие соединяет в себе проблематику древ него творчества и его истоков не только как собственно археологическую, но и, в большей степени, историко-социологическую, психологическую и семиотическую, и тем самым оно принципиально отличается от курсов по первобытному искусству, читаемых на исторических факультетах.
Разработчики:
Лбова Людмила Валентиновна - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнографии ГФ НГУ, заведующая научно-образовательным отделом Института археологии и этнографии СО РАН. Сфера научных интересов - археологические культуры каменного века Евразии, проблемы формирования и развития сознания, культурогенез. Автор более 200 научных публикаций, лекционных курсов и учебно-методических разработок.
Табарев Андрей Владимирович - доктор исторических наук, заведующий сектором зарубежной археологии Института археологии и этнографии СО РАН. Сфера научных интересов - древние культуры доколумбовой Америки и тихоокеанского бассейна. Автор ряда лекционных курсов и учебных пособий - "Древние ольмеки", "Введение в археологию Южной Америки" и др.
Цель пособия— изучение закономерностей возникновения, становления и развития культуры человека на протяжении раннего периода истории на основе комплексного анализа различных источников (материалы археологических памятников, этнографии традиционных и архаичных культур, большого блока научной литературы).
Задачи:
– усвоение основных учебных и научных материалов по общей археологии каменного века, палеопсихологии, культурной антропологии, искусствоведения;
– закрепление знаний об основных этапах возникновения и эволюции творчества человека в различных проявлениях;
– изучение фактов смены исторических эпох и эволюции изобрази тельных средств, а также иных форм творчества и культуры;
– определение факторов развития духовной культуры в исследовании этапов становления и развития ее форм в рамках современной научной мысли;
– знакомство с археологическими памятниками изобразительной культуры мира в целом и Северной Азии в частности;
– обзор способов и методов интерпретации памятников художественной культуры и их культурно-исторической и социальной значимости;
– усвоение способов и методов интерпретации памятников художественной культуры и их культурно-исторический и социальной значимости.
 
Предлагаемый курс лекций по первобытной культуре предназначен для использования материалов  в преподавательской деятельности для бакалавриата:  «История первобытного общества», «Основы археологии», «История мировых религий», спецкурсов «Археология палеолита», «Археология неолита», «Археология зарубежных стран», а также как полноценного курса для магистратуры про историческому, этнографическому, археологическому профилю. Курс лекций также может быть использован в качестве дополнительного ресурса для студентов гуманитарных факультетов, специализирующихся в археологии, этнографии, культурной антропологии. Содержащиеся в пособии материалы способствуют более полному и глубокому усвоению как собственно археологических фактов, так и методов их интерпретации.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Типы первобытных культур. 

2. Основные методы исследования первобытной культуры.

3.  Теории первобытного сознания и мышления.

4. Понятие «коллективного бессознательного». 

5. Ранние формы проявления религиозного сознания.

6. Древнейшие ритуалы (охотничьи обряды, обряды плодородия, инициации).

7.  Погребальные обряды палеолита как явления синкретизма.

8. Ранние формы религии и археологические свидетельства.

9.  История открытий и исследования палеоискусства.

10.  Методы исследования и интерпретации.

11.  Проблема происхождения первобытного искусства (основные гипотезы). 

12.  Творчество раннего и среднего палеолита.

13. Формы художественной деятельности в первобытной культуре.

14. Палеолитическая пещерная живопись (периодизация, стили, основные памятники). 

15.  Мобильное искусство палеолита (основные идеи, памятники).

16. Сюжеты палеолитического искусства: зооморфные и антропоморфные образы и их интерпретации.

17.  Палеолитическое искусство Северной Азии (наскальная живопись).

18.  Палеолитическое искусство Северной Азии (мобильное искусство).

19.  Мезолитическое искусство, основные стили, формы и сюжеты.

20.  Орнамент как форма первобытного творчества.

21.   Особенности первобытной мифологии.

22.  Искусственная организация пространства в палеолите.

23.  Специфика палеолитических, мезолитических, неолитических жилищ.

24.  Мегалиты (виды, периодизация, семантическое значение).

25.  Ландшафтная архитектура и геоглифы (каменный век – эпоха палеометалла). 

26.  Гипотезы происхождения  музыкально-танцевального искусства. 

27.  Элементы раннего театрального искусства. 

28.  Типы традиционной художественной культуры.

29.  Функции традиционного искусства.

30.  Архетипы первобытной культуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова З. А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1966.

Абрамова З. А. Палеолитическое искусство на территории СССР // САИ. М.; Л., 1962.

Aбрамова З. А. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1971.

Авдеев А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытном строе. Л.М., 1959.

Антология исследований культуры. СПб.: Унив. кн., 1997. Т.1: Интерпретации культуры. С. 5–-140; 141–284; 499–702

Артемова О. Ю. К проблеме первобытного эгалитаризма // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. М.: Наука, 1989. Ч. 3. С. 3–5.

Артемова О. Ю. Эгалитарные и неэгалитарные первобытные общества // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. М.: Институт истории СССР АН СССР. Т. 1. 1991. С. 44–91.

Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М., 2004. 216 с.

Белик А. А. Культурология: антропологические теории культур. М.: РГГУ, 1999.

Бибиков С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека. Киев, 1981.

Бондаренко Д. М. Многолинейность социальной эволюции и альтернативы государству // Восток. 1998. №1. С. 195–202.

Васильевский Р. С., Дроздов Н. И. Палеолитические скульптурные изображения из Восточной Сибири // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука, 1983. С. 59–65.

Вишняцкий Л. Б. Введение в преисторию. Проблемы антропогенеза и становление культуры: Курс лекций. Кишинев: Высш. антропол. шк., 2002.

Вишняцкий Л. Б. История одной случайности, или происхождение человека. СПб.: Из-дво «Век 2», 2005. 240 с.

Вишняцкий Л. Б., Шер Я. А., Бледнова Н. С. Происхождение знакового поведения. М.: Научный мир, 2004. 280 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.; Л., 1934.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Гаврилова Е. А., Табарев А. В. Молнии, плывущие друг за другом (тихоокеанский лосось в промыслах и ритуалах индейцев Северо-Западного побережья Америки): Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. 

Гарден Ж.К. Теоретическая археология. М.: Прогресс, 1983. 295 с.

Генинг В. Ф. Структура археологического познания (проблемы социально-исторических исследований). Киев, 1989.

Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит., 2002. 

Герасимов М. М. Мальта — палеолитическая стоянка. Иркутск, 1931.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.

Гущин А. С. Происхождение искусства. М.; Л., 1937.

Деревянко А. П., Рыбин Е. П. Древнейшее проявление символической деятельности палеолитического человека на Горном Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. № 3 (15).

Древняя история Сибири // Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007. С. 392–393.

Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства. М.: Алетейя, 2004. 

Ефименко П. П. Первобытное общество. Л., 1938.

Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Киев, 1953.

Зубов А. Б. История религий: Курс лекций. Кн. 1: Доисторические и внеисторические религии. М.: Планета детей, 1997. 

Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.

Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М .: Наука, 1982.

Кабо В. Р. Первые алтари человечества // Дельфис, № 3 (31), М., 2002б, с.64–68.

Кабо В. Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра: Изд-во Анчерлинга, 2002.

Кагаров Е. Г. О двойных антиподально расположенных изображениях духов в примитивном искусстве // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.9. 1930. С. 209–214.

Каган М. Морфология искусства. Л., 1972.

Клейн Л. С. Введение в теоретическую археологию. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2004. С. 80–164; 322–393.

Константинов М. В. Каменный век восточного региона Байкальской

Сибири. УланУдэ; Чита: Изд-во ЧГПИ, 1994. 

Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977.

Ларичев В. Е. Божественное время: космогония, Время и астрология в мировоззрении жречества мальтинской культуры // Информ. технологии в гуманит. исслед. Вып. 3. 2002.

Лбова Л. В., Жамбалтарова Е. Д., Конев В. П. Погребальные комплексы неолита — раннего бронзового века Забайкалья (формирование архетипов первобытной культуры). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2008. 248 с. Лотман Ю. М. О природе искусства // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С.432–438.

Лбова Л.В., Табарев А.В. Культура. Искусстов и ритуал. Происхождение и ранние этапы. Новосибирск: изд-во НГУ, 2009.

Леви Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.

Леви-Строс К. Освобожденный разум. Лондон, 1966.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1999.

Леруа-Гуран А. Религия доистории // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971.

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

Лурье С. В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. С.136–161

Мазель Л. А. О природе и средствах музыки, М., 1991.

Массон В. М. Исторические реконструкции в археологии. Фрунзе: Изд-во «Илим», 1990.

Мелетинский Е. М. Время мифическое // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. М., 1980. С. 252–253.

Мелетинский Е. М. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифа // Вопросы философии. 1970. № 7. 

Мелетинский Е. М. Ранние формы искусства. М., 1972.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. 

Мириманов В. Б. Универсалии дописьменного искусства // Гуманитарная наука в России. М., 1996. С. 147–156.

Мифы народов мира. Ч.1. 1981.

Молодин В. И., Черемисин Д. В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. Новосибирск: Наука, 1999. 

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.: Вост. лит., 1996.  Семенов С. А. Первобытная техника. М.Л.: МИА. 1957. № 4.

Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967. Первобытное искусство (проблема происхождения) / Под ред. Я.А. Шера. Кемерово, 1998. Первобытное искусство: Сб. ст. Новосибирск, 1971, 1980, 1987.

Окладников А. П. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства: пещерные росписи Хойт-Цэнкер Агуй (Сэнгэри Агуй), Западная Монголия. Новосибирск, 1972.

Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Центр, 2001.

Первобытное искусство Прибайкалья. Иркутск, 2005.

Петрин В. Т. Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992.

Ранние формы искусства: Сб. ст./ ред. Е. М. Мелетинский.  М.: Искусство, 1971. 

Религиозные верования // Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М.: Наука, 1993. 

Смирнов Ю. А. Мустьерские погребения Евразии. М., 1991.

Сохор А. Музыка как вид искусства. М., 1970.

Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 298 с.

Табарев А. В. Танцы с бифасами (обсидиан в ритуально-обрядовой практике индейцев Северной Америки) // История и культура Востока Азии. Материалы междунар. конф. к 70летию В.Е. Ларичева. Новосибирск: Изд-во ИАиЭт СО РАН, 2002. С. 154–158.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

Технология производства в эпоху палеолита. Л.: Наука, ЛО, 1983.  Четырехъязычный (русско-англо-франко-немецкий) словарь-справочник по археологии палеолита. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007.

Токарев С.А. Двуполые существа // Мифы народов мира. Т. 1. 1980. 

Токарев С. А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита // Советская археология. 1961. № 2.

Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.

Фейблман Д. Концепция науки о культуре // Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретации культуры: СПб: Университет. кн., 1997. С.157–170

Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. СПб., 1997.

Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. М., 1969.

Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974.

Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980, 831 с.

Фролов Б. А. Искусство первобытное // Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. М., 1991. С. 49–52.

Фролов Б. А. Развитие рациональных знаний и возникновение искусства // История первобытного общества. М., 1988. С. 397–406.

Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск. 1974.

Хейзинга Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс- 1997.

Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Под ред. М. С. Кагана. СПб.: Искусство, 1994.

Художественная культура первобытного общества / Под ред. М. С. Кагана  СПб., 1994.

Черский И. Д. Несколько слов о вырытых в Иркутске изделиях каменного периода // Изв. СПб. отдела РГО. 1872. № 3. Т.3. С. 167–172.

Шарден Т. де. Феномен человека. М: Наука, 1987.

Шер Я. А., Вишняцкий Л. Б., Бледнова Н. С. Происхождение знакового поведения. М.: Научный мир, 2004. 280 с.

Штернберг Л. Я. Первобытная религия. Л., 1936.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1. М., 2002. 

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1. М., 2002. 

Элькин А. Коренное население Австралии. М.: Изд-во иностранной лит. 1952. 

Bednarik R. G. The global evidence of early human symboling behavior // Human Evolution. 2002. Vol. 12 (3). P. 147–168.

Breuil H. Quatre cents siecles d‘art parietal. Montignac. Dordone, 1952.

Bleed P. The Optimal Design of Hunting Weapons // American Antiquity. 1986. Vol. 51. P. 737–747.

Beaune S. A. de. Les homes au temps de Lascaux. P.: Hachette, 1995. 

Clottes J. l’Archaeologie des grottes orne1es // La Recherche. 1992. Vol. 23. P. 52–61.

Dalton G. Aboriginal Economies in Stateless Societies // Exchange Systems in Prehistory. N. Y.: Academic Press, 1977. P. 191–212.

Eco U. Einfuhrung in die Semiotik. Munchen, 1972.

Emperaire A. Systeme de pensee et organisation sociale dans 1’art rupestre pale´olithique.– L’Homme de Cro-Magnon, 1970.

Freser J.J. The Golden Bough. London, 1923.

Fagan B. M. People of the Earth. An Introduction to World Prehistory. Upper Saddle River: Pearson Education, Inc., 2004.

Feasts. Archaeological and Ethnographical Perspectives on Food, Politics, and Power. Washington; London: Smithsonian Institution Press, 2001. 

James E. O. The Cult of the Mother-Goddess. London, 1959.

Johansen S. Prehistoric Secret Societies: An Ethnoarchaeological Study. Burnaby: Simon Fraser University, 2004.

Hayden B. Practical and Prestige Technologies: The Evolution of Material Systems // Journal of Archaeological Method and Theory. 1998. Vol. 5. No.1. P. 1–55.

Hodder I. Reading the past. Cambridge: Cambridge University Press,1986.

Hayden B. The Dynamics of Wealth and Poverty in the Transegalitarian Societies of Southeast Asia // Antiquity. 2001. Vol. 75. P. 571–581.

Hayden B. L’homme et l’inegalite.– Paris: CNRS Edition, 2008.

LamingEmperaire A. La signification de l’art rupestre paleolithique. Paris, 1962.

Leroi-Gourhan A. Les religions de la prehistoire. 1964 (2 ed. 1976).

Leroi-Gourhan A. Prehistoire de 1’art occidental. Paris, 1995 (origin 1965).

Leroi-Gourhan A., Bailloud G., Chavailion J., et LamingEperaire A. 1977 (1re ed.1965) La Prehistoire. P.U.F.

Marshack A. An Ice Age ancestor? — National Geographic, 1988. Vol. 174. No.4. P. 478–481.

Marshack A. The Roots of Civilization. N.Y., 1972.

Owens D., Hayden B. Prehistoric Rites of Passage: A Comparative Study of Transegalitarian HunterGatherers // Journal of Anthropological Archaeology. 1997. Vol. 16. P. 121–161.

The Emergence of Pottery. Technology and Innovation in Ancient Societies. Washington; London: Smithsonian Institution Press, 1995. 

Wason P. K. The Archaeology of Rank. Cambridge University Press, 1994. 

Yan X. The Flow of Gifts. Stanford: Stanford University Press, 1996.