[Список Лекций] [Художественная культура каменного века в Северной и Центральной Азии] [Скульптура] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Художественная культура каменного века в Северной и Центральной Азии

Скульптура

Мальта.  Восточная  Сибирь, бассейн р. Ангары. Классическая стадия верхнего палеолита. Орнитоморфное изображение (лебедь-?)

Большинство исследователей считает, что в коллекции сибирской антропоморфной скульптуры образ женщины является главным, и практически все согласны с магическим контекстом трактовки этого образа. В первобытном обществе очень рано появляются представления о сверхчеловеческих существах женского пола: владычицах природных сфер и явлений, покровительницах животных и людей. Женские изображения могли быть символами плодородия, также не отрицается их возможная связь с культом мертвых.

Известная исследовательница древнего искусства Евразии З.А. Абрамова предлагает три основных подхода к интерпретации древних женских образов: преобладание женских изображений в первобытном антропоморфном искусстве является проявлением господства материнского рода, и эти статуэтки можно рассматривать как образы родоначальниц; зависимость хозяйственной жизни человеческого общества эпохи палеолита от природных условий скоро привела к появлению образа Хозяйки стихий природы, Хозяйки зверей, что способствовало развитию идеи плодородия; вероятно и развитие эстетического компонента художественного творчества [Абрамова, 1962]. Антропоморфные сибирские скульптурки Мальты и Бурети удивляют реалистическим стилем исполнения и точностью передачи деталей, но каждая имеет индивидуальные черты, что проявляется в лице, фигуре, татуировке (как полагал М.М. Герасимов, объясняя узор на теле скульптур). А. П. Окладников допускал изображение меховой одежды, которая и сегодня используется северными народами, а Н.П. Горбачева сибирский вариант изображений склонна рассматривать как фигуры людей, замаскированных под животных. В.Е. Ларичев предполагает, что система лунок на поверхности скульптурок не передает ни татуировку, ни меховую одежду, а являет собой пример первых в истории человечества календарных записей.

В наши дни коллекция сибирских мадонн пополнилась новыми находками в Мальте, Лиственке, Шестаково, на Майнинской стоянке. С.А. Васильевым на Майнинской стоянке была обнаружена редкая в археологии камня глиняная антропоморфная скульптурка, немного поврежденная, без орнаментации. Этот экземпляр уникален по материалу изготовления (глина), датировке (17–18 тыс. л. н.) и является единственной в своем роде на территории Азии.

Орнитоморфные, зооморфные и иные изображения из камня, кости и бивня мамонта встречаются на многих позднепалеолитических стоянках Сибири и Дальнего Востока. Оригинальные изображения птиц, обнаруженных в комплексах Мальта и Буреть поражают точностью передачи формы и динами кой движения (летящие или плывущие). Каждая из фигурок птиц подчеркивает особенности строения; есть изящные и достаточно грубо выполненные изображения М.М. Герасимов выделял различных водоплавающих птиц — гагар, уток, лебедя [Герасимов, 1931]. Известны и другие прекрасные образцы скульптуры птиц, которые были обнаружены на стоянках Малая Сыя, Усть-Кова, Устиновка-1, Мухор-Тала-1.

Изображения рыб, змей и черепах найдены в культурных горизонтах стоянок Мальта, Малая Сыя, Фирсова Сопка, Ушки-1, Суворово-6, Устиновка 3, Баркасная Сопка.

К палеолитическим изображениям крупных животных — мамонта, бизона и медведя — относятся находки в Мальте, Усть-Кове, Новой Сыде, Толбаге, Мухор-Тале, Устиновке-1, Малых Куруктачах и др. Уникальная находка изображения мамонта с характерной художественной трактовкой тела животного в культурном слое Усть-Ковы с датами от 20 до 32 тыс. л. н. Фигура производит впечатление «громоздкого и неуклюжего существа, но этот примитивизм является примером канона палеолитического зооморфного искусства» [Васильевский, Дроздов. 1983]. На поселении Толбага в Западном Забайкалье в слое с датами 35–25 тыс. л. н. обнаружена скульптура головы медведя, выполненная на отростке шейного позвонка шерстистого носорога. Древний мастер выделил характерную нижнюю губу и проработал участок носа, придав индивидуальность медвежьей морде [Константинов, 1994].

[<<] [<] [^] [>] [>>]