[Справочник] [Персоналии] [Бронислав Малиновский]

Бронислав Малиновский

британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии

1884 - 1942

Бронислав Малиновский (польск. Bronislaw Kasper Malinowski, 7 апреля 1884, Краков — 16 мая 1942, Нью-Хейвен) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии.

Малиновский родился в Кракове на территории Австро-Венгерской империи. Отец его был профессором-лингвистом, мать из польской семьи землевладельцев. Ребенком рос болезненным, но превосходным учеником в школе. После окончания школы он поступил в Краковский университет. В 1908 г. получил докторскую степень (Ph. D.) по физике и математике. Под впечатлением книги «Золотая ветвь» («The Golden Bough») Дж. Фрэзера, увлекся антропологией и начал искать возможность работы с дикими племенами. Для лечения туберкулеза переехал в Германию, где проработал два года в Лейпцигском университете у Вундта. В 1910 г. переехал в Англию для обучения в Лондонской школе экономики (LSE), где позже работал по 1939.

С началом Первой мировой войны уехал в британскую колониальную территорию Папуа, где выполнил полевые исследования сначала на Маилу (1914), а затем на островах Тробриан (1915—1918). Там он встретил Рэдклифф-Брауна, который дал ему советы по полевой работе. В отличие от других исследователей первобытных племен, Малиновский жил среди туземцев и лично узнавал их быт. Именно его теория включенного наблюдения, является теперь ключевой в методологии антропологии.

В 1916 г. получил докторскую степень (D. Sc.) по антропологии. В 1920 — 21, лечась от туберкулеза, прожил год на Тенерифе (Канарские о-ва). К 1922 г. стал преподавать в LSE.

В 1933 читал лекции в Корнеллском университете, а в 1939—1942 был приглашенным профессором Йельского университета.

Выдающийся ученый умер 16 мая 1942, на 58 году жизни, от сердечного приступа,во время подготовки к полевым исследованиям в Оахака, Мексика. Он был похоронен на кладбище Эвергрин в Нью-Хейвен, штат Коннектикут ( США).

Б. Малиновский считается виднейшим этнографом современности. Одним из важнейших, было замечание о полевых исследованиях. Он заявлял, что цель этнографа - " понять мировоззрение аборигена, его отношение к жизни, изучить его взгляды на мир".

В основе его учения была культура, как целое и органичное в обществе, имеющее четкую функцию ( отсюда и название школы - Функциональная школа). "Пережитков" ( введенных Э. Тайлором) нет, все обычаи имеют важное значение и в настоящем. Все социумы стойки - племя, это первый порядок, все народы Африки - второй, колонии - третий.

Важна и социальная ответственность, тут Б. Малиновский выделяет главнейшую задачу этнографа: "Этнография, наука о человеке и его культуре, большей частью избегала жизненных проблем: она пыталась укрыться за китайской стеной антикварных интересов. Во всех гуманистических изысканиях имеется сильное стремление заниматься мертвыми остатками вместо того, чтобы иметь дело с действительностью, поддерживать чисто академический интерес к теориям и воздерживаться от проверки доктрин на трудном пути практической деятельности. Этнограф прошлого чувствовал себя спокойно, плетя гипотезы о том, что случилось, когда человек старался развиваться от питекантропа эректуса или кого бы там ни было: пытаясь изобрести „происхождения" и „развития", антрополог сам изготовлял из своего внутреннего сознания различные „истории" и "диффузии". И многие этнографы современности заняты изучением влияния египетской культуры на Центральную Африку, спорят о том, возникли ли все цивилизации в Месопотамии, Атлантиде или на Памире".

http://ru.wikipedia.org