Изобразительное искусство

Изобразительное искусство, сформированное на трех главных элементах: форма, цвет и пространство. На протяжении всей истории изобразительного искусства существовали различные его виды, которые определяются этими элементами, т. е. изображением в произведении трехмерного пространства и двухмерной плоскости, где глубина передается теми или иными специальными приемами.

В современном понимании искусство в большей степени является частью культуры, «особым способом духовного производства», границы и направленность которого вполне осознаны как создателем, так и потребителем. Изобразительное искусство, по мнению исследователей первобытности, занимает в общей иерархии поведения близкую или следующую за языком позицию, являясь в большей степени способом передачи информации, закодированной в знаковой форме [Шер и др., 2004]. Возможно, корректнее употреблять термины изобразительная деятельность (введенный А.А. Миллером в 1929 г. и поддержанный А.Д. Столяром, Б.Б. Пиотровским), или знаковое поведение (наиболее часто употребляемы Я.А. Шером, Б.А. Фроловым, А. Маршаком и др.). В любом случае парадигма понимания феномена заключается в том, чтобы понимать это явление не как развлекательную или эстетическую деятельность, а как форму адаптивного поведения древнего человека.

С точки зрения выделения форм (т. е. результатов этой деятельности) приемлемо пользоваться устойчивыми терминами — такими, как живопись, графика, архитектура, танец, музыка и т. п. При этом первобытное искусство не уравнивается с произведениями искусства последующих эпох — цели, мотивы и действия первобытных художников принципиально отличаются от деятельности современных.

Большинство этнологов и культурологов рассматривают искусство как часть культуры, «особое духовное производство». Достоверные данные об искусстве как особой духовной области относятся к временам Платона и Аристотеля (основы эстетического восприятия). Вся духовная жизнь, да и жизнь в целом, первобытного человека происходила в единой духовно-мировоззренческой среде, нерасчлененной на сферы культуры, т. е. термин искусство не вполне применим к объекту нашего интереса.

Первым шагом к определению своеобразия первобытного искусства становится выяснение места исследования художественного творчества человека в ряду более общих процессов познания. В оборот вводятся понятия о вторичных моделирующих системах, возникающих на основе языка и затем приобретающих самостоятельное значение. Это положение было развито Ю. Лотманом, в концепции которого искусство сопоставлено с другими знаковыми системами, прежде все го с языком как первичной моделирующей системой. Изучение искусства с позиций представлений о способах формирования и передачи информации, о психофизиологическом механизме ее восприятия, переработки и передачи соответствует современным методическим разработкам [Лотман, 1994].