[Справочник] [Справочные статьи] [Тотемизм]

Тотемизм

Тотемизм- представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз человека с тем или иным природным объектом – тотемом: животным, растением, неодушевленным предметом, природным явлением. Поскольку этот объект мыслится как существо, способное оказывать влияние на судьбы людей, а союз с ним периодически подкрепляется магическими обрядами, тотемизм рассматривают как одну из форм религии дописьменных обществ. Слово «тотем» (искаженное от «додаим»), впервые употребленное в литературе английским купцом и переводчиком Дж. Лонгом в 1791г., означает в переводе с языка индейского алгонкинского племени оджибве «его род». Тотем является символом социальной группы, рода или племени. Связь человека с тотемом подкрепляется взаимными обязательствами: члены тотемной группы берут на себя обязанность оберегать и размножать тотема. Тотемическое животное или растение может съедаться только в момент осуществления священного ритуала, во всех остальных случаях оно неприкасаемо как сакральное. Тотем воспринимается как помощник тотемной группы (или индивида), часто выступая в качестве «культурного героя», создателя важнейшей части духовной и материальной культуры: земледелия, мореплавания, строительства, орудий труда, оружия и т.п. Члены тотемной группы считают себя идентичными виду тотема (кенгуру, страусам и т.п.). Тотемизм как социальное явление заинтересовал науку в середине XIX в. В 1841 г. Дж. Грей составил список тотемных родов племен аборигенов Западной Австралии и описал их представления о происхождении от тотемических животных. Э.Б. Тайлор. связывая тотемизм с верой в переселение душ, отметил существование «тотемического периода в истории общества» отнеся его к «дикарскому и ранневарварскому этапам культуры». Дж. Фрейзер в статье «Тотемизм» (1887 г.), а затем в книге «Тотемизм и экзогамия» собрал огромный материал, позволивший ему доказать, что тотемизм присущ всем первобытным народам на определенной стадии их исторического развития. Э. Дюркгейм, относя тотемизм к первой форме религии, связал его со структурой родового общества. С его точки зрения тотем является «символом» той социальной группы, которая ему поклоняется, а обряд поклонения этому символу способствует «солидарности» и «интеграции», т.е. единению и укреплению группы. 3. Фрейд подходил к тотемизму через аналогии между неврозами современного человека и инфантильной психикой примитивных народов, отношением к животному ребенка и дикаря, а также концепцию «эдипова комплекса». По Фрейду, отец - глава первичной человеческой орды - обладает неограниченной властью и половой свободой и изгоняет всех возможных соперников (взрослых сыновей). Они объединяются и убивают его, после чего ненависть переходит в раскаяние, т.к. была оборотной стороной восхищения им. Чтобы не уничтожить друг друга «они отменили поступок, объявив недопустимым убийство заместителя отца - тотема, и отказались от его плодов, отказавшись от освободившихся женщин». Отсюда - табу на тотемное животное и на инцест, замена патриархальной орды братским тотемно-экзогамным кланом. A.P. Радклиф-Браун, полагал, что тотемизм является по сути системой классификации отношений между человеком и природой. К. Леви-Строс видит в тотемизме отражение взаимодействия человеческого общества с природой, и полагает, что «бессознательное» и «мифологическое» мышление первобытных людей пыталось с помощью тотемизма познать структуру внешнего мира и создать систему социальной классификации в его классификации мышления «тотемическое мышление» ошибочно называется первой ступенью. Э.Лич отмечает, что идеология тотемизма – это, прежде всего система социальной классификации, где социальные группы распознаются при помощи аналогии: «различие между человеческими группами подобное различию между животными».