[Список Лекций] [Праздники и ритуалы в архаических культурах] [Древнейшие ритуалы: тайные общества и обряды инициации] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Праздники и ритуалы в архаических культурах

Древнейшие ритуалы: тайные общества и обряды инициации

Праздничный танец с масками у эскимосов Аляски

Важнейшей составной частью праздника являются ритуалы — совокупность строго регламентированных символических действий, направленных на поддержание окружающей действительности или изменение ее отдельных элементов. По поводу сущности ритуалов и их классификации существует обширнейшая литература. Ритуалы могут подразделяться, например, по происхождению (В. Робертсон-Смит, Дж. Фрэзер, З. Фрейд) или по функции (Б. Малиновский, А.Р. Рэдклиф-Браун, Е. Эванс-Причард, Т. Парсонс). Можно выделить среди них так называемые переходные (рождение, инициации, смерть), календарные (смена сезонов, фаз луны, времени года) и ситуативные (по какому-либо частному поводу или личной необходимости). Э. Дюркгейм предлагал подразделять ритуалы на отрицательные (связанные с табуированием, делением мира на сакральный и профанный) и положительные (связанные с приближением человека к миру тайного и священного). Как комплексное явление в рамках историко-религиозного подхода рассматривали ритуал в своих работах Р. Отто, М. Элиаде, В. Тэрнер, Е. Джеймс, а также отечествен ные исследователи С.А. Токарев, Б.Н. Путилов, А.К. Байбурин, В. П. Левкович и др.

Эффективным инструментом изучения ритуалов может также быть их подразделение на тайные (закрытые) и публичные (открытые). И те, и другие сыграли важную роль в эволюции общественных институтов в эпоху первобытности.

Мы уже отмечали, что для высокопродуктивных экологических ниш характерно становление обществ охотников-собирателей трансэгалитарного уровня. В рамках трансэгалитарных обществ активизируется стремление отдельных личностей, а также семей, родов и кланов к достижению особого социального статуса и престижа через организацию праздников. Другой отличительной чертой обществ трансэгалитарного уровня становится появление тайных обществ. Этнографические наблюдения подтверждают, что, будучи теоретически открытыми для всех членов коллектива, на деле тайные общества состоят из представителей семей, обладающих высоким статусом и престижем. Особое место в тайных ритуалах занимают обряды инициации — процедуры символического перехода подростков в качественно новое состояние. Участие в тайных церемониях и ритуалах создает особые связи между представителями племенной элиты, сопровождается возникновением особой символики (в первую очередь, зооморфной), тайных знаний и привилегий, появлением особых (тайных) мест проведения ритуалов.

Исследования материалов па мятников верхнего палеолита позволяют все более аргументированно связывать пещеры и гроты с местом проведения тайных ритуалов и, в первую очередь, обрядов инициации детей членов тайных обществ [Hayden, 2001].

Во-первых, ряд исследователей (см. [Beaune, 1995; Clottes, 1992]) отмечают, что в подавляющем большинстве пещер прослеживаются следы детей или подростков (отпечатки ступней и ладо ней, рисунки).

Во-вторых, во всех тайных ритуалах большое значение имеют звуковые и визуальные эффекты, сопровождающие церемонию. Пещеры как нельзя лучше подходят для этой цели. Большинство обрядов инициаций, известных по этнографическим данным, предполагают использование масок и специальных костюмов, изображающих тотемных животных и птиц. Эти элементы явно прослеживаются и в наскальной живописи.

В-третьих, совершенно очевидно, что большинство верхнепалеолитических пещер с образцами искусства (росписи, барельефы) использовалось лишь периодически, ситуативно, лишь для строго определенных целей. Следов постоянного обитания (кострищ, остатков факелов, следов производства орудий, остатков еды и пр.) в них практически не обнаружено.

В-четвертых, пространство пещер, сопровождающихся наскальной живописью, относительно невелико и позволяет расположиться в них лишь небольшой группе. Например, в пещере Фон де Гом (одна из наиболее известных во Франции пещер с палеолитической живописью) могли одновременно находиться не более 20 человек, что, по данным этнографии, совпадает с оптимальным размером участников обряда инициации.

В-пятых, очевидно, что создание «декораций для ритуала» (рисунки, гравировка, скульптура) осуществлялось планомерно. Оно требовало значительного времени, участия специалистов, особых инструментов и материалов. Вполне вероятно, что организацией и обеспечением этих работ занимались именно члены тайных обществ.

В-шестых, все пещеры с наскальной живописью располагались в районах, высокопродуктивных с точки зрения охоты и промыслов. Обитатели этих районов располагали богатыми природными ресурсами, что предопределяет активизацию процессов социогенеза, стремление к статусу и престижу, в том числе путем организации и функционирования тайных обществ.

 

[<<] [<] [^] [>] [>>]