[Список Лекций] [Культура первобытности как исторический и социальный феномен] [Основные понятия и термины] [<<] [<] [^]

Культура первобытности как исторический и социальный феномен

Основные понятия и термины

В первобытном обществе функционирует триада: родовой строй, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного строя и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия и письменность, происходит смена мифа религией, включающей в себя моральный аспект. Однако во всех религиозных системах, рожденных мифами каменного века, сохраняется комплекс основных идей древнейшего пласта сознания. В целом можно сказать, что первобытная социокультурная система характеризуется, на сколько об этом можно судить на современном уровне знаний, поразительной однородностью психологических и социальных структур, близкими по смыслу типами деятельности, высокой степенью «похожести» в плане различных человеческих форм поведения.

В нашем изложении мы встретим следующие основные термины: культура, мифо-ритуальная деятельность, архетип, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, знаковое поведение.

С точки зрения выделения форм (т. е. результатов этой деятельности) приемлемо пользоваться устойчивыми терминами — такими, как живопись, графика, архитектура, танец, музыка и т. п. При этом первобытное искусство не уравнивается с произведениями искусства последующих эпох — цели, мотивы и действия первобытных художников принципиально отличаются от деятельности современных.

Большинство этнологов и культурологов рассматривают искусство как часть культуры, «особое духовное производство». Достоверные данные об искусстве как особой духовной области относятся к временам Платона и Аристотеля (основы эстетического восприятия). Вся духовная жизнь, да и жизнь в целом, первобытного человека происходила в единой духовно-мировоззренческой среде, нерасчлененной на сферы культуры, т. е. термин искусство не вполне применим к объекту нашего интереса.

Первым шагом к определению своеобразия первобытного искусства становится выяснение места исследования художественного творчества человека в ряду более общих процессов познания. В оборот вводятся понятия о вторичных моделирующих системах, возникающих на основе языка и затем приобретающих самостоятельное значение. Это положение было развито Ю. Лотманом, в концепции которого искусство сопоставлено с другими знаковыми системами, прежде все го с языком как первичной моделирующей системой. Изучение искусства с позиций представлений о способах формирования и передачи информации, о психофизиологическом механизме ее восприятия, переработки и передачи соответствует современным методическим разработкам [Лотман, 1994].

Используются также производные термины: наскальное искусство, нательная живопись.

[<<] [<] [^]