[Список Лекций] [Основные черты первобытного сознания и мышления] [Основные подходы к изучению первобытного сознания и мышления] [Пьер Тейяр де Шарден] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Основные черты первобытного сознания и мышления

Пьер Тейяр де Шарден

Пьер Тейяр де Шарден

Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) — палеонтолог и религиозный мыслитель, внесший большой вклад в решение проблемы происхождения человека, широко известен как автор труда «Феномен человека». Главный методологический принцип — идея эволюции. Эволюцию вселенной — космогенез — он понимает как усложнение единой субстанции, «ткани универсума», одновременно материальной и духовной. Конечной целью и регулятором космогенеза является божественный дух, персонифицированный в точке Омега — духовном центре универсума. Духовная энергия — движущая и направляющая сила эволюции. Человек — вершина эволюции, «эволюция, осознавшая самое себя»; история человечества — завершающая эпоха космогенеза. Религия этически оправдывает, обосновывает эволюцию и, объединившись с наукой, становится религией действия. Тейяр стремится устранить противоположность между религией и наукой и рассматривает науку как разновидность религиозного отношения к действительности. Перед нами своеобразный религиозно окрашенный эволюционизм, в системе которого и сама религия предстает как этап эволюции, этап ноогенеза —«развития духа». Религия, наряду с другими продуктами человеческого творчества, — закономерное, осознанное продолжение филогенеза.

Появление у неандертальцев погребений Тейяр де Шарден еще не связывает с религией. По-видимому, религия возникла лишь у человека современного вида, в эпоху позднего палеолита. Духовная культура этого времени обладает уже всеми признаками, свойственными культурам современных народов Африки, Америки, Океании. Это уже современный человек в полном смысле слова. Отныне эволюция человека продолжается главным образом в сфере сознания. Познавая мир, человек открыл самого себя как предмет познания. Человечество вступит в эру науки о человеке, когда «познающий человек заметит, наконец, что человек как предмет познания — это ключ ко всей науке о природе». Но, сосредоточившись на человеке, наука окажется лицом к лицу с религией, ибо до сих пор именно религия занималась проблемой человека, давала ему веру в прогресс и в смысл универсума. Конфликт между наукой и верой должен разрешиться на пути синтеза. «Религия и наука — две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции». Философия Тейяра де Шардена оптимистична и проникнута пантеизмом, он верит в бесконечность эволюции.

[<<] [<] [^] [>] [>>]