[Список Лекций] [Основные черты первобытного сознания и мышления] [Основные подходы к изучению первобытного сознания и мышления] [Концепция знакового поведения] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Основные черты первобытного сознания и мышления

Концепция знакового поведения

Юрий Михайлович Лотман

В последнее время появились работы на русском языке, несколько в ином ключе объясняющие сознательную деятельность человека, — концепция знакового поведения (работы философов Ю. М. Лотмана, А.С. Байбурина, Э.С. Маркаряна, этнологов Вяч.В.Иванова, В.Н. Топорова, С.А. Арутюнова, археологов Л.Б. Вишняцкого, Я.А. Шера, А. Маршака). Знаковое поведение представляет собой совокупность «механизмов» информационного обеспечения взаимодействия как между материальной и духовной сферами культуры, так и внутри каждой из них, т. е. между образующими их более дробными структурами и элементами (индивидуумами). Иными словами, знаковое поведение пронизывает собой все сферы культуры и дает ей возможность существовать и развиваться. Зачатки знакового поведения можно наблюдать в мире животных (там же, см. гл. 1). В основном — это инстинктивное или условно-рефлекторное поведение.

Знаковое поведение человека — это совокупность действий, направленных на восприятие, хранение, переработку и передачу какой-либо информации в прямой или опосредованной форме при помощи природных и искусственных средств. Это не только прямые средства и способы информации, но и неявные, традиционные, ритуальные элементы поведения, выражающие уважение, почитание, подчинение или, на оборот, власть и т. п. К сфере знакового поведения относятся так же способы закрепления и представления социальной иерархии, правил бракосочетания и других отношений (родство, дружба, вражда и т. п.).

Культура — это все формы по ведения, основанные на внегенетически и притом избирательно (не механически) усваиваемой, хранимой и передаваемой информации, а также их результаты (вещественные и идеальные).

[<<] [<] [^] [>] [>>]