[Список Лекций] [Основные черты первобытного сознания и мышления] [Основные подходы к изучению первобытного сознания и мышления] [^]

Основные черты первобытного сознания и мышления

Основные подходы к изучению первобытного сознания и мышления

Теоретическое осмысление проблем происхождения сознания и религии определяется не только движением научной мысли, но и накоплением фактического материала, требующего понимания, объяснения, нетрадиционных подходов, новых методологий исследования. В этой области особенно знаменательны три основные направления науки, которые сложились к концу ХХ в. Первое из них — структурализм, наиболее известным его представителем является К. Леви-Строс. Второе направление, условно называемое концептуализмом, представлено работами В. Дюпре. Оба эти направления под ходят к первобытному общественному сознанию как к мировоззренческой системе, причем второе в большей степени видит в этой системе стремление к углубленному познанию мира, философскому осмыслению, присущему человеку на любой ступени исторического развития. Третье направление, разработанное представителями социологи ческой школы — Э. Дюркгеймом, Р. Отто, а также К. Юнгом, М. Элиаде, ориентировано на поиски универсальных архетипов древнего сознания и предполагает целостное постижение архаической духовности. Как частную форму этого направления, которая вполне в будущем может оказаться и самостоятельной, можно рассматривать концепцию знакового поведения, подразумевающую, что речь, изобразительная деятельность, все формы ритуалов, мифов и символов имеют общую физическую природу: все они относятся к сфере информации. Homo sapiens sapiens эпохи верхнего палеолита обладал тем же нейрофизиологическим устройством, что и современный человек, и значительное место в поведении (на ранних и поздних стадиях) занимали сознательные и бессознательные психические действия [Лотман, 2000; Шер и др., 2004].

[^]