[Список Лекций] [Синкретизм деятельности первобытного человека] [Основные направления исследований религиозного сознания] [^] [>] [>>]

Синкретизм деятельности первобытного человека

Основные направления исследований религиозного сознания

Франция. Пеш-Мерль. Поздний палеолит. Композиция из лошадей с «капюшонами», негативов отпечатков рук. красных и черных дисков

Изучение религиозного сознания как феномена и комплекса действий, порождаемого им, насчитывает более длительную и сложную историю, чем изучение архаического сознания вообще, начиная с эпохи Великих географических открытий и появления работ Ж.Ф. Лафито и Л.Г. Моргана, описывающих культуры примитивных народов Америки и Австралии. Проблемам ранних форм религиозного сознания посвящено немало работ и в век «просвещения» — сочинения Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш. де Бросса. С XIX в. формируется не сколько направлений и школ в исследованиях и объяснениях феномена религии и архаичного сознания и поведения (подробнее см. [Кабо, 2002]):

Подходя к изучению религии с традиционного для американской науки понимания первобытной культуры как единого целого, как системы, современные американские этнографы — а вслед за ними и европейские — пишут о невозможности четкого разграничения религии и других сфер культуры архаических обществ, более того, о «религиозном измерении» любого аспекта общественной жизни — экономического, политического, идеологического и др. Современная парадигма науки заключена в рамки целостного, «холистического» подхода (термин А. Крёбера) к изучению этих обществ. Одна из главных, определяющих особенностей первобытной модели мира — синкретизм, диффузность, нерасчлененность ее элементов. В системе первобытных идей, индивидуальных и коллективных действий, социальных институтов и устных традиций все элементы тесно пере плетены между собой с разными сферами общественной жизни, и рас сматривать их в «чистом виде» не всегда верно.

Принятое в науке членение первобытной религии на отдельные формы (например, анимизм, тотемизм, магия, фетишизм) и анализ каждой конкретной формы в отдельности может быть оправдан лишь тем, что так удобнее систематизировать и изучать конкретный материал. Первобытная религия, как и первобытная культура в целом, характеризуется не только системностью, но и органической взаимосвязанностью и взаимопроникновением элементов. Опыт священного входит в саму структуру сознания.

[^] [>] [>>]