[Список Лекций] [Синкретизм деятельности первобытного человека] [Основы тотемистических представлений] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Синкретизм деятельности первобытного человека

Основы тотемистических представлений

Франция. Монтеспан. Средний палеолит(?). Лепная фигура (натуральный макет) медведя

М. Элиаде считает, что охота привела к созданию уникальной системы отношений между охотником и его жертвой: откровение о «мистической солидарности» охотника и жертвы дается самим актом убийства, а пролитая кровь во всем схожа с человеческой. В конечном счете эта «мистическая солидарность» с дичью являет родство между человеческим обществом и животным миром. Убить зверя на охоте, а позже заколоть домашнее животное — эквивалентно «жертвоприношению», в котором жертвы взаимозаменяемы [Элиаде, 2002]. Добавим, что такие концепты, вероятно, возникают на поздних этапах палеолита, но они все еще действуют в измененном, закамуфлирован ном виде в традиционных обществах Австралии, Океании и Африки.

М. Элиаде отмечает, что «для охотничьих цивилизаций характер но особое религиозное поведение. Убийство зверя считается ритуалом, подразумевающим, что Владыка диких зверей заботится, чтобы охотник убивал только для пропитания, чтобы мясо не пропадало зря. Кости, а особенно череп, имеют особую ритуальную ценность (возможно в силу убеждения, что в них остается душа или жизнь твари и что именно на скелет Владыка диких зверей нарастит новую плоть» [Там же. С. 14]. Поэтому череп и главные кости животных оставляют на ветвях дерева или на высоком месте. По верованиям многих народов, душа убитого зверя отсылается в его духовный дом (ср. «медвежий праздник» у нивхов, гиляков, айнов); у ряда племен Сибири, Африки, Австралии существует обычай предлагать Верховному существу по куску «первинки» или череп и главные кости от каждого убитого зверя.

Нельзя недооценивать богатство и сложность религиозной идеологии охотничьих народов, хотя была она или нет у людей палеолита, доказать практически невозможно. Иные ученые предпочитают вообще не рассуждать о духовной жизни эпохи палеолита, вместо того, чтобы реконструировать ее через сравнение с нынешними охотничьими сообществами. Столь радикальная методологическая позиция — объявление белым пятном громадной области в истории человеческого разума — может привести к выводу, что на протяжении тысячелетий деятельность разума ограничивалась сохранением и передачей технологий. Такое мнение — не просто ошибка, а фатальная ошибка для познания человека. Если мы не можем реконструировать религиозные представления и практики древнейшего человека, то следует, по крайней мере, найти аналогии, которые могут хотя бы пролить на них свет.

[<<] [<] [^] [>] [>>]