[Список Лекций] [Синкретизм деятельности первобытного человека] [Продуцирующие обряды] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Синкретизм деятельности первобытного человека

Продуцирующие обряды

Франция. Поздний палеолит (граветт). Лоссель. Изображение женщины с ритоном

Продуцирующие обряды и культы по своему характеру считаются наиболее архаичными и направлены на природу — источник и основу существования человека. Их повсеместное распространение позволяет думать, что мы имеем дело с одним из древнейших явлений первобытной религии. Обряды продуцирующего и посвятительного цикла представляют собой единый первообряд, реконструируемый и по па мятниками палеолита (на уровне гипотезы) [Кабо, 2002]. Практически все обряды имеют компоненты использования красной краски или крови, посещение особых сакральных мест, имитацию животных или растений (использование костей, фигур, рисунков, символов и т. п.), всеобщее ритуальное совокупление.

Этнографически зарегистрированные продуцирующие обряды различаются по степени сложности, продолжительности во времени, периодичности, количеству участников, их гендерному представительству, общему, профессиональному или харизматическому участию. Глубочайший смысл заложен в идее возрождения жизни через смерть и разрушение, идее исторического времени, обреченного на уничтожение и вечного, не умирающего времени мифологического, сакрального, идее космического процесса миросозидания и мироустройства.

Хранилища костей пещерных медведей в Альпах и прилегающих к ним областях представляют собой наиболее многочисленные, но и вызывающие больше всего споров «документы» о религиозных идеях последнего межледникового периода. В пещерах Драхенлох, Вильденманнлислох (Швейцария), Драхнехеле, Петерсхеле, Зальцофенхеле (Австрийские Альпы) обнаружены многочисленные свидетельства особого отношения человека к животным (медведю). Поскольку хранилища эти выглядели сделанными специально, ученые принялись за расшифровку их смысла. А. Гас провел аналогию с обычаем подносить высшему божеству «первинки» (Primitialopfer), принятым у некоторых арктических народов. Обычай состоял в том, чтобы выкладывать череп и крупные кости убитого животного на помост; божеству предлагались головной и костный мозг, т. е. самое вкусное с точки зрения охотника. С такой интерпретацией согласились В. Шмидт и В. Копперс, увидевшие тут доказательства веры охотников на пещерных медведей последнего межледникового периода в Верховное Существо, Владыку диких зверей.

Другие исследователи ассоциировали хранилища костей с культом медведя, практиковавшимся вплоть до ХХ в. в северном полушарии. В культ входило сохранение черепа и крупных костей убитого животного, с тем чтобы Владыка зверей мог на следующий год нарастить на них мясо. Карл Мейли отмечает, что перед нами не что иное, как особая форма «погребения зверей», которую он считает древнейшим из охотничьих ритуалов. По мнению шведского ученого, ритуал этот указывает на прямую связь между охотником и дичью; первый погребением сохраняет останки животного, чтобы обеспечить его ре инкарнацию — без вмешательства каких бы то ни было божественных фигур. Охота на медведя имела ритуализованную форму среди народов Северной Америки, Дальнего Востока и Сибири. Это связано с представлением об особых физических и психических свойствах медведя, делающих его подобным человеку [Элиаде, 2002. С. 19].

Аналогом медвежьему культу народов северного полушария в тропическом поясе выступает культ змей.

Противники этих взглядов выразили ряд критических замечаний об искусственном происхождения хранилищ, тем более, что результаты самых первых раскопок в пещерах оставляли желать лучшего; но все таки знаменательно, что однотипные скопления костей найдены в целом ряде пещер, и особенно — в нишах на высоте более 1 метра.

Относительно самой процедуры (или идеи жертвоприношения) И. Марингер пришел к следующим выводам:

1) для нижнего палеолита (Торральба, Чжоу-Коу-Дянь, Леринген) жертвоприношений не зафиксировано;

2) материалы среднего палеолита (Драхенлох, Петерсхелле и др.) можно интерпретировать по-разному, но их религиозный характер не очевиден;

3) о жертвоприношениях можно говорить более-менее определенно не ранее верхнего палеолита (Виллендорф, Мейндорф, Монтеспан и др.).

Любой исследователь обычно сталкивается либо с отсутствием неопровержимых документов, либо с семантической закрытостью тех из них, чья подлинность не вызывает сомнений. Духовная жизнь архантропов — как «примитивных» человеческих сообществ — оставила весьма хрупкий след. Если говорить о семантической закрытости хранилищ вообще, чья достоверность очевидна, то можно найти параллели в быту современных арктических охотников.

Хранилище само по себе — это всего лишь выражение магико-религиозной интенции; собственно, смысл того или иного акта становится доступным только из информации, получаемой от членов соответствующего общества. Тогда и можно узнать, представляют ли кости и череп жертвоприношение Высшему Существу, Владыке диких зверей, или, наоборот, кости оставляют в надежде, что на них снова нарастет мясо. Даже это последнее верование можно трактовать по-разному: животное рождается вновь либо по воле Владыки диких зверей, либо потому, что в его костях осталась жить душа, либо потому, что охотник предал его земле (не только чтобы спасти кости от собак) [Кабо, 2002].

Продуцирующие обряды направлены на сохранение и воспроизводство природного мира и самого общества — а эту последнюю цель преследуют и обряды инициации; вот почему они порою объединены с первыми, а в древности были связаны с ними, вероятно, еще теснее и образовывали единые обряды жизнесозидания и жизнеобеспечения. Следы этой архаической стадии еще можно обнаружить у аборигенов Австралии, на Огненной Земле и в некоторых других местах. В многочисленных священных обрядах, связанных с культом пред ков, разбивали на части их изображения, сделанные из известняка. Замечательная аналогия с этим обычаем обнаружена в позднепалеолитическом местонахождении Костенки — намеренное разбивание мергелевых антропоморфных статуэток.

Возможно, во всех случаях, как ни далеко отстоят они друг от друга хронологически и стадиально, мы имеем дело с родственным кругом идей и действий, включающих ритуальное созидающее разрушение как источник возрождения новых человеческих существ.

[<<] [<] [^] [>] [>>]