[Список Лекций] [Палеолитическое искусство как феномен культуры] [История открытия памятников палеолитического искусства] [^] [>] [>>]

Палеолитическое искусство как феномен культуры

История открытия памятников палеолитического искусства

Франция. Шове. Поздний палеолит (ориньяк). Черные рисунки лошадей и носорогов

В свое время историю открытия древнейших памятников человеческого прошлого назвали «бурным эпизодом интеллектуальной истории Западной Европы на рубеже веков». В целом история вопроса хорошо изложена в трудах А.П. Окладникова [1967], З.А. Абрамовой [1971], А.Д. Столяра [1985] и др. Наша задача — краткий экскурс в историю имен и фамилий, памятников и их интерпретаций.

Начальный этап в общем контексте археологических открытий первобытного искусства начала XIX в. можно было бы охарактеризовать как дилетантский. В Европе широко распространено традиционное собирание древностей, являющееся в большей степени данью мо де, чем служением науке. Первые находки гравированной кости в гроте Шаффо, впрочем как и известного факта открытия Альтамиры, встретили пренебрежение в профессиональной среде. Только обнаружение Э. Ларте в 1860 г. в гротах Масса (Арьеж) гравированного рога оленя (изображение медвежьей головы) и находка в долине р. Везер (Дордонь) в пещере Ла Мадлен в 1864 г. фрагмента бивня с гравированной фигурой «волосатого слона» позволили ему опубликовать работу «О геологической древности человеческого рода в Западной Европе» и доказать принадлежность этих гравированных изделий «веку северного оленя».

Таким образом, 1864 год считается официальной отправной точкой признания палеолитического искусства во Франции. Формирование «коллекции Пьета» в течение 35 лет, отдельные находки в Германии и в гроте Гримальди к концу 1860-х гг. привели к тому, что известный исследователь каменного века Ги де Мортилье признал «духовную деятельность троглодита» одним из формальных признаков мадлена.

Инициаторами изучения «малого искусства» в конце 1870-х гг. были Э. Картальяк, Э. Пьет (находки в Мас де Азиль, Брассемпуи), которые в итоге, оставаясь в русле концепции «инстинктивно чистого искусства», наметили основные задачи исследования реликвий и пришли к мнению о наличии и более ранних изображений.

Практически в это же время, в 1864 г. известным палеонтологом Ф. Гарригу открыты росписи «Черного салона» в Нио — с удивительными рисунками бизонов, диких лошадей, горных козлов. Однако исследователь не придал значения своему открытию. Вторично па мятник был открыт только в 1906 г.

Аналогичные истории известны и о рисунках грота Шабо (открытие в 1878 г. Л. Широна), о находках в 1879 г. в гротах Ардеша, сделанные Ж. Маришаром. Но «авторитеты» оценили эти известия как несостоятельные и не заслуживающие внимания. В те же годы произошла и хрестоматийно известная альтамирская история. Монументальная роспись пещеры Альтамира была признана Международным антропологоархеологическим конгрессом в Лиссабоне в 1879 г. недостойной фальшивкой. Только открытие в 1895 г. гравировок и рисунков в гроте Ла Мут получило определенный резонанс, и с этого времени специалисты более внимательно стали относиться к стенам пещер. Однако истинное потрясение устоев эволюционизма (несмотря на отмечаемые неоднократно теми же А. Брейлем, Э. Пьеттом, Э. Ривьерой и др. следов изобразительной деятельности) произошло в 1901 г., когда была открыта обширная галерея в пещерах Комбарель, Фон де Гом и реабилитированы рисунки в Альтамире. После этого и после признания Э. Картальяка («Покаяние одного скептика») началась подлинная пещерная лихорадка. Все новые открытия делаются в южной Франции и северной Испании, в горном массиве Франко-Кантабрии. К 1906 г. в Западной Европе было известно чуть более 20 памятников, а к 1960-м гг. — более 160.

По состоянию на конец ХХ в. в Европе известно более 300 пещер с живописью или гравюрами, бесспорно относящихся к эпохе верхнего палеолита, из них на юге и юго-западе Франции более половины, 125 в Испании, 22 на Аппенинах, в остальных регионах по 2–3. В России известны два памятника — Капова пещера и Игнатьевская пещера на Урале.

К сожалению, статистики по крупной и мелкой пластике в данный момент не имеется. Следует отметить их распространение также во Франко-Кантабрийской области (Ла Магдален, Мас де Азиль, Брассемпуи и др.), известны отдельные находки в Центральной и Южной Европе (Бельгия — Тру Маргрит, Тру де Шало; Германия — Фогельгерд, Петерсфельс; Чехия и Словакия — Долни Вестонци, Пржедмость, Павлов, Австрия — Виллендорф и др.). На Украине хорошо известны материалы открытых стоянок Мезин, Молодова–5, Елисеевичи; в Центральной России — Авдеево, Костенки, Гагарино, Сунгирь, в Сибири известны местонахождения Мальта и Буреть, УстьКова на Ангаре, Майна в верхнем течении Енисея, Берелех в Якутии, Толбага в Забайкалье.

[^] [>] [>>]