[Список Лекций] [Палеолитическое искусство как феномен культуры] [Периодизация и хронология палеолитического искусства] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Палеолитическое искусство как феномен культуры

Периодизация и хронология палеолитического искусства

Сен-Жермен-ан-Лайе. Франция. Финальный палеолит. Гравированная кость, изображение кошки

Основные методы исследований артефактов как монументальных, так и портативных традиционно сводятся к основным исследовательским процедурам: описание, классификация, интерпретация, в том числе определение возраста, стиля, семантика изображений, функциональный анализ и т. д. В последнее время появляется довольно большое количество работ, предлагающих семантическое прочтение художественных композиций в рамках социальных, гендерных отношений или отношений фратрий (работы А. Леруа-Гурана, Эмиль-Лампрера), элементарного счета (Б.А. Фролов), археоастрономии или реконструкции мифологических сюжетов (В. Е. Ларичев).

Наиболее сложным моментом в исследованиях пещерной и на скальной живописи является их датирование. С одной стороны, наблюдается увеличение методических приемов и возможностей, с другой — многочисленные результаты пересмотра материалов датирования рождает серию противоречивых данных. Несмотря на это, ряд исследователей проявляет оптимизм, утверждая, что вскоре мы получим надежную хронологическую шкалу и для этого вида памятников.

В целом методы делятся на две группы:

1) прямое датирование: по С–14 в образцах пигментов[1], по содержанию образов, взаимному перекрыванию линий, микротопографии изображений на плоскости, а также по следам инструмента, которым наносилась краска или выполнялась линия;

2) косвенное датирование: по стратиграфическим напластованиям, по соотношению с литологическим слоем и найденными в нем предметами, по выявленным устойчивым стилистическим особенностям.

Первой схемой периодизации явилась схема А. Брейля, основанная на методах, доступных в XIX в., в которой необычным образом сочеталось мировоззрение католического священника с эволюционной теорией Дарвина. Схема была представлена в двухчастном варианте и состояла из двух эпох: ориньяк-перигор и салютре-мадлен.

Самыми ранними были определены контуры с ладонью, чуть поз же меандры и некоторые нефигуративные изображения, к начальному же этапу были отнесены крупные изображения животных и клавиформы. Контурные рисунки или «тектиформы» появляются позже (Фон де Гом, Ляско). К наиболее поздним отнесены живописные полотна Альтамиры и Ляско, к этому же времени относятся двухцветные росписи. Параллельно с росписями развивается и графика —«макароны», натуралистические изображения животных. К концу периода ориньяк-перигор А. Брейль отнес изображения, выполненные тонкими линиями [Абрамова, 1971].

Более детально был разработан этап салютре-мадлен, в котором исследователь выделил 6 подразделений. В схеме А. Брейля усматривается идея развития от простого к сложному, которая удерживалась довольно долго, до второй половины 1960-х гг.

В 1965 г. выходит знаменитый труд А. Леруа-Гурана «Доистория западного искусства», главной ценностью которого считается схема периодизации, основанная на стилистических особенностях изображений. Автор выделил и описал четыре основных стиля и дал им развернутые характеристики, разделив на пять хронологических этапов. Основной принцип новой схемы — определенные «семантические структуры».

1.      Дофигуративное искусство (ранее 28 000 л. н.) — вырезанные или процарапанные фигуры, полосы, извилистые линии, не образующие реальной фигуры (Эрмитаж, Ля Ферраси, Тата).

2.      Стиль 1 (ориньяк — 28 000–26 000 л. н.) — первые фигуративные изображения (Дордонь), знаки мужского и женского пола, точки и палочки.

3.      Стиль 2 (граветт — 26 000–19 000 л. н.) — первые настенные росписи. Фигуры, в основном гравированные, находящиеся близко от входа в пещеру. Все контурные фигуры образуются линией шеи-спины в форме лежащей буквы S. Статуэтки и барельефы строго канонизированы. Женские фигурки очень похожи, но меняются в пределах от максимума реализма до максимума стилизации (Костенки, Виллендорф, Ла Грез, Ла Ферраси, Леспюг, Мальта и Буреть).

4.      Стиль 3 (салютре-мадлен 1–2, 17 000–13 000 л. н.) — появляются глубокие святилища, удаленные от входа Линия спины еще остается синусоидальной, корпус животного кажется раз дутым, головы маленькие, шеи тонкие, конечности короткие, изображены как бы в прыжке, что подразумевает движение. Используются выпуклости рельефа (Ляско, Куньяк, Альтамира и др.).

5.      Стиль 4 (мадлен — 13 000–8 000 л. н.) — появляется визуальная перспектива, характерна яркая и реалистичная передача животных (Фон-де-Гом, Руфиньяк, Нио, Труа-Фрер, Альтамира).

В 1985 г. выходит значимая для нашей проблематики монографическая работа А. Д. Столяра, в которой рассматривается проблема происхождения палеолитического искусства как историко-предметная задача. Автор выделяет два основных аспекта: технический, или исполнительский, давший необходимые навыки изображения, и интеллектуальный, или психологический, обеспечивший становление символического ассоциирования и генезис обобщенных образов.

Анализ огромного массива данных приводит автора к построению генеалогического древа палеолитического анимализма [Столяр, 1985]. Основные стадии развития феномена палеолитического искусства и их компоненты следующие.

1.      Нижний и средний палеолит. Ашель и мустье. «Натуральный период» творчество — натуральные макеты продольного (Торральба) и поперечного (Лазаре, Кударо-1 и др.) сечения туши. Медвежьи пещеры и их аналоги. Простейший натуральный макет с природной основой, чучело зверя (Базуа). Знаковое творчество мустьерской эпохи (шары, метки, ямки, углы, раны, нарезки, охра).

2.      Верхний палеолит. Ранний ориньяк. «Глиняный период». Развитие натурального макета с лепной основой, прислонение монументальной скульптуры к стене (Монтеспан, Пеш-Мерль), крупная глиняная скульптура, скульптура малых форм (Дольни Вестонцы), крупные барельефы в глине и в камне, малая барельефная скульптура (Фогельгерд), рисунок на глине «двуногого» зверя с пережитками объемной моделировки, 1-я ступень раннеориньякского рисунка (черный контурный рису нок).

3.      Верхний палеолит (классический и финальный этап). Средний ориньяк — мадлен. Проработка деталей внутри контура, переход к четвероногим изображениям, передача движения (летящий галоп), полихромная живопись и становление элементарно-профильной композиции, зарождение профильно-перспективного построения.

Подводя итоги, можно сказать, что за последние годы значительно увеличилось количество открытых памятников изобразительного искусства. Ареал находок расширился за счет Южного Урала, Сибири, Малой Азии, Австралии, Южной Африки. Это свидетельствует о том, что палеолитическое искусство не является исключительным европейским феноменом, а появлялось везде, где обитал человек современного физического типа.

В настоящее время разработанные периодизации сохранили свою актуальность, однако имеются и новые факты и гипотезы. Например, на современном этапе исследования Альтамиры установлена разно временность изображений в хронологическом периоде от 18 800 до 13 400 л. н.; подобные же результаты получены по пещерам Куньяк, Пеш-Мерль, Эль-Кастильо.

Особая проблема в свете изложенных периодизаций выявилась в знаменитой пещере Шове (открыта в 1994 г.). «Черные рисунки» из пещеры Шове, датированные 32 000 л. н., оказались старше дофигуративной стадии А. Леруа-Гурана, а большая часть рисунков, по схеме укладывающаяся в граветт, оказалась датированной от 13 000 до 6 000– 2 000 л. н. В пещере Коске обнаружены отпечатки рук, сделанные черной краской на основе угля и да тированные 27 400– 25 900 л. н. Ряд «глиняных» скульптур, выделенных А. Д. Столяром как наиболее древние, оказался не старше 16 000 л. н. [Первобытное искусство, 1998]

Таким образом, классические схемы периодизации палеолитического искусства выглядят искусственными построениями, отражающими в большей мере степень развития научного знания, доминирование сравнительного, типологического, стадиального или эволюционного методов.

--------------------------------------------------------------------------------

[1]На сегодняшний день получены даты не более чем для 50 пещер, и только половина этих материалов представляет собой серии, что повышает их достоверность.

[<<] [<] [^] [>] [>>]