[Список Лекций] [Палеолитическое искусство как феномен культуры] [Формы художественной деятельности в первобытной культуре] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Палеолитическое искусство как феномен культуры

Формы художественной деятельности в первобытной культуре

Грот Ляско. Франция.Верхний палеолит. Фрагмент росписи привходовой зоны

Результаты анализа древнейшей изобразительной деятельности позволили А.Д. Столяру сделать вывод, что «между конкретно-образным и абстрактным типами мышления как бы сами собой возникают первые контуры образно-абстрактного типа мышления, переходного по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Существенно то, что изобразительная деятельность дала возможность совершить переход от конкретно-образного к абстрактному типу мышления. Не менее важно и то, что в основе этого перехода лежит принцип пропорции, принцип равного изменения и геометрического подобия, который является одновременно и принципом природы, и принципом познания и творчества. Принцип пропорции в форме золотого сечения, или принцип золотой пропорции, играет не малую роль в науке, искусстве и архитектуре.

Традиционное искусство в силу своей синкретичности является полифункциональным. Прежде всего оно, наряду с другими форма ми (или сферами) культуры, представляет собой воплощение и выражение общих устоявшихся представлений данного общества, т. е. выполняет идеологическую функцию. В основе произведений палеолитического искусства лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству первобытное и традиционное искусство эффективно выполняет различные социальные функции. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные формы и художественные предметы, используемые при совершении обрядов инициации или иных ритуалов, так же, как игры, танцы, театрализованные представления, составляют «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род»— отмечал Г.В. Плеханов.

Символический характер первобытного и традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идеопластические формы призваны выражать сложные идеи и понятия, которые невозможно воспроизвести натурально. В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно переплетаются с магико-религиозными: статуэтки — вместилища душ умерших, предназначенные для культа предков, или символы Великой богини — Хозяйки зверей, играют определенную социальную роль. Они отражают реально существующую структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует земной.

Синкретизм этого искусства, нерасчлененность его магико-религиозных, социально-политических и иных функций отражает нерасчлененность этих аспектов в реальной жизни архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков, различными фетишами, масками, так как и те и другие наделены сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предметом поклонения. Первобытный и традиционный религиозно художественный комплекс можно рассматривать как гипотетическую картину мироздания, удовлетворяющую человека своей законченностью и полнотой, т. е. речь идет о его познавательной функции [Элиаде, 2002].

Различного рода магия имеет целью воздействие на определенный объект, в случае охотничьей магии — овладение животным. В процессе магических действий человек воссоздает образ, предстоящий его мысленному взору, что само по себе является актом абстрагирования. Рука помогает мысли, образ фиксируется, становится доступным восприятию, исследованию в изобразительном искусстве. Изображение дает возможность группировать предметы, акцентировать детали, выявляя назначение, сущность того или иного предмета.

С формальных позиций в палеолитическом искусстве выделяются:

  • наскальная живопись;
  • наскальная графика;
  • графика на мобильных предметах;
  • барельефы и горельефы;
  • монументальная скульптура («натуральный макет»);
  • мобильная скульптура;
  • орнамент;
  • нательные украшения.
[<<] [<] [^] [>] [>>]