[Список Лекций] [Палеолитическое искусство как феномен культуры] [Творчество раннего и среднего палеолита] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Палеолитическое искусство как феномен культуры

Творчество раннего и среднего палеолита

Фон де Гом. Франция. Финальный этап верхнего палеолита. Фрагмент росписи с изображением бизона и тектиформ

Проблема творчества в раннем и среднем палеолите напрямую связана с общей проблемой антропогенеза и выяснением биологического, социального и психологического компонентов, позволяющих или предполагающих творческую деятельность. Ранее мы рассматривали примеры неутилитарного, знакового поведения (предметы естественного происхождения, нетипичные для технико-типологического контекста —«курьезные находки», находки красящих материалов, изделия с «метками», нательные украшения (в основном просверленные зубы, кости животных, или скорлупа яиц страуса), примитивные фигуративные изображения и среднепалеолитические (неандертальские) погребения). В подавляющем большинстве случаев речь идет о вещах, не имеющих видимого утилитарного значения, не связанных непосредственно с жизнеобеспечением. Формы, которые могут быть квалифицированы как наиболее ранние предметы изобразительной деятельности, представлены следующими артефактами.

1        Предметы естественного происхождения, привлекавшие внимание людей благодаря не совсем обычным физическим свойствам или случайной антропо(зоо)морфности и иногда приносившиеся на стоянки. Наиболее древним «курьезным объектом» можно считать находку яшмовой гальки с профилировкой лица человека в 3м слое костеносной брекчии южноафриканской пещеры Макапансгат (находки австралопитеков).

2        К «меткам» (в данном контексте рассматриваются как начала орнамента) относят различные насечки, штрихи, линии, углубления, пятна краски искусственного происхождения на костях, камнях, скальных поверхностях и т. д. Древнейшие объекты относятся к ашельскому времени (Бильцингслебен, фрагмент кости с серией искусственных насечек, Германия), а для среднего палеолита их число достигает десятки. Например, кусочек охры с прочерченными косыми крестообразными линиями из пещеры Бломбос (ЮАР); известняковая плитка с углублениями из Ла Ферраси (Франция); кости с гравировкой простыми, косыми, угловатыми линиями из Ла Ферраси, пещеры Эрмитаж, гротов Плакар, Бланшир, Ориньяк (Франция); крестообразные изображения на плитке известняка из Цонской пещеры (Грузия), или на круглой чуринге из зубной пластины мамонта из пещеры Тата (Венгрия), Вилена (Германия). Не исключено, что некоторые предметы можно рассматривать как знаки, материальные эквиваленты каких-либо понятий, но допустимо и то, что никакого вложенного содержания они не имеют [Столяр, 1985; Marshak,1988; Bednarik, 2002 и др.].

Многие артефакты с нарезками и насечками оценивают в рамках гипотезы «ран» (С.Н. Замятнин), «охотничьих меток» (Г. Штейнхауэр), нумерации и счета (Г. Лартэ, Д. Пейрони, Б.А. Фролов и др.), знаков собственности (Г. Люкэ), орнаментального объяснения (Г. Люкэ, Р. СенПерье), утилитарного назначения (придание шероховатости кости для крепления), а также рельефной татуировки (З.А. Абрамова, А. Брейль).

Кроме плоскостных знаков в среднем палеолите хорошо известны объемные символы — каменные диски и серии шаров (лепной шар из лесса со стоянки Ахенхейм (р. Рейн, Германия), сфероиды из мустьерского комплекса Ла Кина (отбойники?) [Столяр, 1985].

1.      Нательные украшения (бусы, подвески и т. д.). В конце раннего — среднем палеолите появляются и первые украшения — бусы и подвески из зубов и костей животных, скорлупы яиц страуса или раковин (бусины из скорлупы Эль-Грейфа в Ливии, поздний ашель; мустьерские находки из пещеры Энкапуне Йя Муто в Кении, подвески из просверленных зубов, раковин и фаланг млекопитающих на стоянке Бокштайншмид, Германия).

2.      Фигуративные или сюжетные изображения, т. е. опознаваемые искусственно созданные образы объектов реального мира на памятниках доверхнепалеолитического времени встречаются редко. Известны единичные находки: галька мягкой породы, намеренно подправленная с целью придания ей антропоморфного облика, отдаленно напоминающая женскую скульптуру из ашельской стоянки Берехат Рам в Израиле; предмет из мустьерского слоя пещеры Ла Рош Котар во Франции — округлый кусок кремня с естественным углублением в центре, в которое была вставлена костяная щепка таким образом, что напоминала человеческое лицо [Bednarik, 2002].

[<<] [<] [^] [>] [>>]