[Список Лекций] [Музыкальное и актерско-танцевальное творчество] [Гипотезы происхождения музыки и танцев] [^] [>] [>>]

Музыкальное и актерско-танцевальное творчество

Гипотезы происхождения музыки и танцев

Африка. Бушменские рисунки. Охота на страусов

Воздействие звуков на объекты живой природы может быть благотворным и разрушительным (инфразвук). Существует несколько гипотез, объясняющих происхождение и воздействие музыки и танцев на психику.

1. Трудовая гипотеза, называющая источником танца, музыки и театра труд, особенно те его разновидности, которые требуют ритмичных и согласованных действий значительной группы людей, или отражения трудовых процессов в театральных действиях.

2. Танец и музыка — носители информации. В живой природе можно наблюдать многочисленные формы проявления танце вальных движений — брачные танцы птиц или танец пчелы, сообщающей о достаточных количествах нектара, или группы шимпанзе, исполняющих нечто вроде «танца дождя» [Линден, 1981]; или звуковых форм — пение птиц (особое брачное) или вой волков, предупреждающие или угрожающие звуки. Звуки оказывают непосредственное физиологическое воздействие на организм человека, опосредованно воздействуют на психику и в качестве носителей информации о состоянии или эмоциях животных и людей. Основным назначением звуков является их использование в процессах коммуникации и обмена информацией. В животном мире звук используется для эмоциональной информации, а в выражении чувств голос играет большую роль, чем выражающие эмоции движения — мимика и жесты, которые у животных являются инстинктивными, врожденны ми и характерными, как правило, для одного вида.

3. Синкретизм первобытной культуры соединяет в целостном ритуально-мифологическом информационном пространстве единый комплекс различных трудовых, обрядовых и культовых действий, праздники, карнавалы, зрелища. Представляя собой особые коммуникативные средства, музыка и танец участвуют в создании ритуально-мифологического информационного пространства, дополняя их церемониями и мистериями [Леруа-Гуран, 1971; Шер и др., 2004].

4. Психоэмоциональная гипотеза. В музыковедении различают две формы музыкальной организации: временная (выраженная через ритм) и звуковысотная (выражаемая через музыкальный лад, высоту звука, его громкость). Все звуки подразделяются на тоны (по высоте), шумы (звуки неопределенной высоты), и звуки, высота которых неизменна (ударные, барабаны). Последние имеют вспомогательное значение; в эмоционально-психологическом аспекте тон воспринимается как звук упорядоченный, удерживающий напряжение психики, а шумы отражаются как явление раздражающее, отрицательное. В некотором смысле музыка является своеобразным язы ком, довольно сложным и энергетическим процессом, влияющим на определенные стороны душевного и эмоционального строя [Мазель, 1991].

[^] [>] [>>]