[Список Лекций] [Музыкальное и актерско-танцевальное творчество] [Стадии развития музыкального и танцевального творчества] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Музыкальное и актерско-танцевальное творчество

Стадии развития музыкального и танцевального творчества

Труа Фрер. Франция.Финальный этап верхнего палеолита. Реконструкция А. Брейля изображения колдуна

Танец и музыка имеют одну психофизиологическую подоснову — движения и колебания внутреннего тонуса, потребность внешнего динамического выражения психических состояний. Слуховые ощущения (несмотря на их меньшую значимость по сравнению со зрительными) более активны, т. е. способны быстрее привлечь внимание, обладают большей проницаемостью, дальностью действия, не зависят от условий освещения. Звуки являются «сигналом» действия, события или явления в жизни как человека, так и животного. Ритмичные звуки могут объединять большое количество людей, «заражать» их единым порывом, устремлением, настроением. У человека биологическая функция звуков сохранилась как объективная предпосылка их эмоциональной выразительности. Разные звуки способны вызвать разные физиологические реакции вегетативной нервной системы (громкие и резкие — возбуждение, мягкие и нежные — успокоение). Л. Мазелем [1991] выделено три стадиальных типа развития музыкального искусства, связанных с уровнем развития общества. Первые две стадии синкретичные, последняя профессиональная.

1 Фольколорная стадия, на которой профессионализации искусства не было, нет дифференциации автора и исполнителя, нет и музыкального произведения как такового. Участники единого действия, сочетавшего в себе пение, танец, игру, исполнение обряда, являются и исполнителями и слушателями-зрителями.

2 Стадия профессионального искусства устной традиции — исполнитель отделяется от слушателя (античность — средневековье). Музыка античной Греции была тесно связана со сценическим искусством, танцем, ритмикой, жестом, поэзией и словом. Античная музыка преимущественно была вокальной.

3. Письменное искусство — предполагает печатную форму и различные исполнительские вариации (начиная с эпохи Возрождения), превращение музыки в самостоятельный вид искусства.

Несомненно, первым видом музыки была голосовая музыка. Развитие системы звуковой сигнализации, магические заклинания, коммуникативные песни, «песни» на 2–3 тона и т. д. закрепились в эмоциональных константах и использовались в основном в обрядовой практике, где организаторская функция музыки сочеталась с эмоциональной. Овладение тоном и тембром происходило медленно. Считается, что восприятие тембра связано с физиологическими особенностями нервной системы человека: низкие звуки — как темные, тяжелые, толстые, тупые; высокие — как светлые, легкие, острые, тонкие. Интерпретация звука возможна через слуховые, осязательные рецепторы и ощущение веса.

Ритмическое начало имеет глубокие корни в биологи ческой природе человека, так же как и во всей живой природе [Сохор, 1970]. Под влиянием периодических раздражений (свет, звук) происходит бессознательное изменение пульса, дыхания, сокращение мышц рук, ног, головы, а также ритм биотоков мозга. Особое значение ритм имеет в шаманской практике. Ряд исследователей считает, что ритм играет первостепенную роль, и наиболее ранние музыкальные инструменты каменного века в музыкально-танцевальной практике были ударные [Бибиков, 1981; Шер и др., 2004].

Хорошо известен набор музыкальных инструментов ряда палеолитических комплексов, который представлен ритмично-ударными (ненастраиваемыми, резонаторными и безрезонаторными) инструментами. Это музыкальные трещотки из ребер мамонта (Костенки), ударные палочки, молоток и колотушки (Мезин), шумящие браслеты (или их изображения на скульптуре) (Мезин, Авдеево, Костенки). Описаны в археологической литературе и самозвучащие резонаторные инструменты, такие как бедро, череп и челюсти мамонта и безрезонаторные — колотушки, лопатки, браслеты (из мезинского музыкального дома) [Бибиков,1981].

К духовым инструментам, производящим тональную мелодию, относят флейты, дудки, свирели, свистки, изготовленные, как правило, из легких трубчатых костей птиц разных размеров, рога и трубчатых костей животных. Такие предметы обнаружены в палеолитических комплексах Авдеево, Костенки-1, Гагарино (Русская равнина), Молодова-5 (Украина), Каменка, Хотык (Забайкалье), Леспюг, Гурдан (Франция), Долни Вестонице (Чехия), Ранис (Германия), Спи (Бельгия) и др.

Древнейшие флейты и ударные свидетельствуют о том, что в эпоху верхнего палеолита происходило освоение обеих форм музыкальной организации — лада и ритма, что говорит не только о зачатках музыки, а о сложившемся «ранее музыкальном искусстве, вызывающем сложную гамму чувств под влиянием определенным образом организованных звуковых посылок» [Бибиков, 1981. С. 88]. Изобретение лука и стрел положило начало и изобретению струнных инструментов (например, изображение колдуна из Труа Фрер с монохордом).

Таким образом, можно достаточно уверенно предполагать, что в эпоху верхнего палеолита сложился основной комплекс инструментальной музыки.

Нужно отметить, что музыкальные инструменты из Мезина были подвергнуты испытаниям методом эксперимента в Киевском институте судебных экспертиз и в Эрмитаже профессиональными музыкантами и получен положительный результат, подтверждающий высказанные С.Н. Бибиковым гипотезы.

Танец тесно связан с эмоционально-выразительным состоянием человека, которое воспринимается зрением. Поскольку эмоция человека стремится не только к голосовому, но и двигательному выражению, интонация и жест имеют сходную природу. Танец определяется как «пространственно-временное искусство, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз» [Королева, 1977]. Характер но, что в пластике танцев воспроизводятся символические знаки, геометрические фигуры — распространенные во всех культурах (круговые пляски, пляски в линию, ряд). Некоторые из них сохранились во многих традиционных культурах (ехор, хоровод), но в процессе развития мифологического сознания человека они наделяются и магическим значением.

Хорошо известны изображения танцующих женщин из Лоссель или девушек из Геннерсдорфа (Германия). С.Н. Бибиковым высказывается мнение о том, что фигурки женщин, обнаруженные в палеолитических комплексах Костенки, Гагарино, Авдеево, Лоссель, показаны не в статическом положении, а в состоянии движения, о чем свидетельствует особое положение рук — на животе или приподнятые вверх, ног — разведенные в области колен, приподнятые на носках. Исследовательница древней хореографии Э.А. Королева отмечает, что «в числе основных движений женских танцев был косолапый шаг с плотно сомкнутыми коленями и пружинящими движениями ног» [Там же].

Ряд археологических фактов свидетельствует о том, что танец в палеолитическую эпоху не только существовал, но и имел характер «протокарнавала» [Шер и др., 2004]. Наиболее яркие свидетельства этого можно видеть в рисунках в пещере Труа-Фрер и Комбарель, где зафиксированы изображения синкретичных существ — человека оленя, человека-быка, человека-мамонта; а также пляшущие человечки в Аддоре (Италия); скачущие, одетые в шкуры козлов человечки из пещеры Тейже (Франция). Данные этнографии дают возможность предположить, что уже на ранних этапах танцы многих народов обладали сложной лексической структурой, развитой поликинетичностью, одновременным сочетанием нескольких пластических мотивов [Там же].

[<<] [<] [^] [>] [>>]