[Список Лекций] [Динамика развития социальной структуры и престижные технологии в архаических культурах] [Проблема реконструкции социальной структуры в архаических обществах] [^] [>] [>>]

Динамика развития социальной структуры и престижные технологии в архаических культурах

Проблема реконструкции социальной структуры в архаических обществах

Палеолитическое погребение в Долни Вестонице (Чехия).

Одной из важнейших и, одновременно, сложнейших проблем изучения эпохи первобытности является реконструкция социальной структуры общества — особых отношений, возникающих между членами коллектива в производстве и потреблении, в реализации власти и статуса, а также определение пространственных характеристик коллективов, их состава и размеров.

Для марксистской теории, долгое время преобладавшей в отечественной науке, вопрос о социальной структуре древних (архаических) обществ был тесно связан с концепцией пяти последовательных социально-экономических формаций. Первобытному обществу отводилась одна формация, которая подразделялась на три стадии:

• первобытное человеческое стадо;

• родовая община;

• военная демократия.

В рамках первой происходит формирование основ общества, вторая соответствует развитию и третья — периоду разложения первобытного общества. Верхний палеолит (а также мезолит и отчасти неолит), согласно этой конструкции, соответствуют второй стадии. Для нее характерно существование общины, которая прогрессивно (однолинейно) эволюционирует от раннепервобытной (раннеродовая) к позднепервобытной (позднеродовая) и, наконец, соседской. В последние десятилетия принципы однолинейной эволюции общества уступают место разнообразным моделям альтернативных форм и путей к цивилизации, а процесс формирования стратифицированного общества рассматривается как результат влияния много численных факторов [Артемова, 1989; 1991; Бондаренко, 1998].

Существует несколько групп теорий, моделирующих ход общественного развития в первобытных коллективах и причины возникновения социального неравенства:

1) когнитивные, социальные и релятивистские модели, определяющие ведущую роль культуры и/или личности в возникновении неравенств (Г. Куплэнд, Р. Блантон, Л. Харрисон и др.);

2) функциональные модели, основанные на параметрах информации, адаптации к изменяющимся условиям сырьевой базы и природной обстановки (К. Флэннери, У. Саттлз, Г. Джонсон и др.);

3) демографические модели, рассматривающие приоритетное значение популяционного стресса, эскалации военного дела, преимуществ оседлости (Р. Карнейро, Р. Кэлли, Д. Уэбстер и др.);

4) политические модели, сфокусированные на процессах обретения власти в межплеменных контактах — браки, торговля, военное дело, ритуалы, праздники (Б. Хейден, М. Блейк, Дж. Арнольд, Т. Йерл и др.);

5) экономические модели, акцентирующие роль контроля над заготовкой продуктов, торговлей и обменом, продуктивными угодьями и охотничьими территориями (К. Виттфогель, Р. Матсон, М. Ко, Р. Дил и др.).

 Согласно большинству из перечисленных моделей, с точки зрения социальной структуры могут быть выделены три типа обществ:

• эгалитарные;

• ранжированные (статусные);

• стратифицированные (классовые). По сложности политической организации эгалитарным обществам соответствуют локальная группа (band) и племя (tribe), ранжированным — вождество (chiefdom), стратифицированным — государство (state).

[^] [>] [>>]