[Список Лекций] [Динамика развития социальной структуры и престижные технологии в архаических культурах] [Эгалитарные и трансэгалитарные общества] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Динамика развития социальной структуры и престижные технологии в архаических культурах

Эгалитарные и трансэгалитарные общества

Поздненеолитическое погребение в Варне (Болгария).

Понятие эгалитарные не следует понимать буквально. Во-первых, члены эгалитарного общества воспринимают друг друга как равных, но отличающихся степенью социальной активности, промысловыми навыками, половой и возрастной принадлежностью. Во-вторых, не существует простых обществ, все типы обществ, в том числе и эгалитарные, являются комплексными. Ряд специалистов предлагает в рамках эгалитарных обществ выделять общества собственно эгалитарные (обычные, типичные) и трансэгалитарные. Для типичных эгалитарных обществ характерно существование в рамках ограниченной сырьевой ниши, пищевой диапазон скромен и недостаточен для создания запасов. В таких условиях в обществе преобладают механизмы, направленные не выживание и поддержание всей популяции, а не отдельных ее представителей, равное потребление и распре деление между членами коллектива носит обязательный характер.

Трансэгалитарные общества пользуются достаточной для со здания долговременных запасов природной нишей, широким набором продуктов питания и сырья, источники которого естественно возобновляемы и при условии эффективного природопользования — неистощимы. В таких обществах включается механизм социальной соревновательности, целью которого является обретение особого социального статуса, престижа, уважения и значимости по отношению к отдельным индивидуумам и к целым семьям, родам, кланам и общинам. Это стремление реализуется в контроле над промысловыми угодьями, в торговообменных процедурах, погребениях с сопроводи тельным инвентарем, экономически выгодных семейно-брачных альянсах, проведении и спонсировании праздников и церемоний, организации системы долговых обязательств, организации тайных обществ и закрытых ритуалов.

Можно говорить о трех типах трансэгалитарных обществ — с низкой, средней и высокой степенью развития (сложностью, комплексностью) социально-экономической структуры, которая напрямую зависела от природно-климатических условий, продуктивности районов обитания и эффективности промыслов [Owens, Hayden, 1997].

К первому типу относятся, например, камчатские коряки, описанные еще В. Иохельсоном в 1908 г. В качестве наиболее показа тельных параметров — невысокая плотность населения, наличие формальных и неформальных лидеров, выдвигающихся по принципу удачи в охоте или рыболовстве или военной доблести и обладающих рядом привилегий при выборе и количестве жен, размера жилищ, роли в сезонных праздниках с приглашением соседей.

Второй тип характеризуется значительно более высокой плотностью населения, существованием в поселках «руководящих органов», формирующихся из глав крупных семей и старейшин, а также по принципу опыта и достатка. Именно вторая тенденция является пре обладающей в формировании элиты общества. Одновременно начинает формироваться традиция долгового рабства и практика закрепления прав на определенные ресурсы или промысловые угодья. Для достижения влиятельного положения в обществе все более широко практикуются праздники, сопровождающиеся экспонированием предметов престижной экономики и обильными пирами. Хороший пример — эскимосские племена Северо-Западной Аляски. Здесь присутствует и высокая плотность населения (до 2,38 чел. на км2), и собственность на высокопродуктивные зоны лова лосося или охотничьи угодья, и получение высокого социального статуса в обществе через обладание эффектными предметами престижной экономики (пища, одежда, шкуры, лодки, украшения, наборы инструментов и снаряжения). Такой статус сопровождался соответствующим титулом (umealiq), нанесением особой татуировки, ношением специальных головных уборов и зачастую передавался по наследству сыну.

И наконец, третий тип трансэгалитарных обществ характеризуется высокой степенью развития социально-экономической структуры. Примером такого общества могут служить индейцы хайда, цимшиан, сэйлиш и тлинкиты (северо-западное побережье), экономика которых была основана прежде всего на исключительно богатых морских и речных ресурсах. Особым статусом у тлинкитов обладали отдельные личности, дома (семьи и группы семей) и кланы. Этот статус обеспечивался определенным уровнем благосостояния. Так, напри мер, дома обладали правом собственности на лососевые ручьи, районы для охоты на наземных и морских животных. В личной собственности могли быть небольшие каноэ, инструменты, оружие, одежда и определенный набор украшений или ритуальных предметов. Сам длинный дом (помещение с пристройками), рабы, большие лодки, ритуальные регалии, снаряжение являлись собственностью дома и находились в ведении наследных лидеров (yitsati), которые контролировали хозяйственную деятельность и официально представляли дом на праздниках и церемониях. В свою очередь, лидеры (предводители) кланов определялись по наследной линии, но при одобрении кандидатуры мужской половиной клана. В круг его дел входили разнообразные представительские обязанности, руководство военными действиями, арбитраж и организация поминок в случаях, когда семья умершего не могла их обеспечить сама.

Лидеры кланов (anyeti) пользовались исключительным авторитетом и уважением, что включало специальные формы устного обращения, наиболее почетные места на праздниках, и освобождение от многих видов ежедневных хозяйственных работ. Они поддерживали свое социальное положение благодаря наследным правам и богатству (имущество, запасы продовольствия, предметы престижной экономики, рабы), которые позволяли им становиться организаторами исключительно важных событий — праздников-потлатчей (potlatch).

[<<] [<] [^] [>] [>>]