[Список Лекций] [Художественная культура каменного века в Северной и Центральной Азии] [Наскальная живопись (петроглифы)] [<<] [<] [^]

Художественная культура каменного века в Северной и Центральной Азии

Наскальная живопись (петроглифы)

Хойт-Цэнкер Агуй. Монголия. Финальный этап верхнего палеолита. Фрагмент росписи

На территории Центральной и Северной Азии известно небольшое количество памятников наскального искусства каменного века. Однако большинство памятников, определенных вначале авторами открытий как палеолитические, на сегодняшний день являются предметом дискуссий. Определение возраста рисунков, выполненных охрой или черной краской либо техникой пикетажа и расположенных как в пещерах, так и на открытых плоскостях, на основе метода сравнительно-художественного и стилистического анализа остается предметом научной полемики в силу особенностей метода. И на сегодня проблематична хронология изображений Шишкинских писаниц (на р. Лене), Калгутинского рудника (Горный Алтай), Белой лошади, Оглахты-2, 5 (бассейн р. Енисея), Аршан-Хад, Чаньдамань и Хойт-Цэнкер Агуй (Монголия).

Рисунки в пещере Хойт-Цэнкэр Агуй в Монголии расположены отдельными группами и, возможно, не связаны между собой сюжетно и хронологически. А.П. Окладниковым выделены изображения слонов, быков, горных баранов, верблюда, антилоп, страуса, змей, а также рисунки-символы (пиктограммы). Подчеркивается парциальность изображений, реализм и лаконичность стиля контурных рисунков. Многие животные находятся в статичном положении, но не лишены внутренней динамики, эмоций художника. Исследователем усматриваются многочисленные аналогии в палеолитическом искусстве ориньякского времени франко-кантабрийской области Европы [Окладников, 1972].

Изобразительный язык наскальных рисунков Калгутинского рудника на Алтае сопоставляется авторами открытий В.И. Молодиным и Д.В.Черемисиным с древнейшими азиатскими и европейскими образцами палеолитического наскального искусства. Изображения животных (лошади, быки, маралы, лани) — профильные, парциальные, статичные. Иконографические особенности, техника исполнения, патинизация, размеры и сохранность наскальных рисунков, обнаруженных на плато Укок, позволил авторам открытия выделить художественный пласт древнейшего искусства Сибири и Центральной Азии [Молодин, Черемисин, 1999].

Наиболее достоверными памятниками палеолитического искусства остаются Капова и Игнатиевская пещера на Урале, открытие которых является поистине выдающимся достижением отечественной археологии [Петрин, 1992]. Изображения в пещере Игнатиевской на Урале выполнены краской двух цветов — красной и черной, при чем последняя была замечена только через несколько лет после на ходки древних росписей. Рисунки выполнены тремя способами: линейным, контурным и силуэтным, наложения почти отсутствуют, но есть примеры перекрывания красной краски черной. Крайние позиции Черного панно занимают фигуры мамонтов, направленных головой в сторону Большого зала. Между этими фигурами нарисованы три лошади, только одна из которых полностью завершена, бык и животное с туловищем верблюда, к которому приставлена морда-маска. Лучше других изображений Красного панно сохранились две крупные фигуры — зверя и женщины. Рисунок женщины схематичен, вы полнен широкой линией. Между ее ногами заключены три цепочки пятен; центральная цепочка проецируется на такую же линию пятен, отходящую от груди животного, судя по признаку пола, самца. Зверь своими пропорциями и мощными рогами более всего напоминает быка или носорога, его длина до 2,3 м. После открытия В.Т. Петриным интереснейшего ансамбля Игнатиевской пещеры встал вопрос о его возрасте, автором высказывалось мнение о возникновении его в позднепалеолитическое время (10–14 тыс. л. н.), что подтверждает ся данными датирования культурного горизонта.

[<<] [<] [^]