Совершенно особое место в культуре (древней, традиционной, современной) занимают праздники, которые одновременно являются и торжественной формой группового (семейного, родового, племенного) единения, и мощным нормативно-правовым регулятором социально экономических отношений, и моментом особого эмоционального состояния, и временем демонстрации технических, декоративных, кулинарных и др. достижений. Именно пища, по мнению большинства специалистов в области первобытности, является ключевым моментом любого празднования. Поэтому праздник (англ. feast) можно определить как совместную трапезу двух или более индивидуумов в связи с особым поводом, и сопровождающуюся потреблением особой (не повседневной) пищи [Feasts…, 2001].В ходе праздника успешно реализуется ряд вполне практических задач социального характера, связанных с функционированием локальной группы, рода, общины, племени или племенного объединения:• мобилизация большинства членов коллектива для совместной работы по подготовке к празднику (строительство, заготовка особых продуктов, приготовление блюд, производство подарков для гостей, организация культурной программы — церемонии, обряды, танцы и т. д.);• создание или укрепление связей и сотрудничества внутри коллектива (по горизонтальной проекции) и, напротив, исключение отдельных индивидуумов или групп из процесса подготовки;• возникновение особых взаимоотношений (не свойственных повседневной жизни) между различными социальными слоями общества (вертикальные проекции), включая политические союзы;• инвестирование отдельными членами коллектива или группами (семьями, родами, кланами) запасов продуктов в проведение праздника с целью обретения особого престижа и привилегий;• стимулирование обменных операций, привлечение партнеров для межгрупповых браков;• обретение власти и контроля над ресурсами через систему взаимных обязательств (реципрокация);• извлечение части продукта, производимого в рамках общины (племени) для исключительного пользования представителями племенной элиты;• обретение или предоставление покровительства;• компенсация за ущерб в результате неравномерности в перераспределении продукта.Все вышеперечисленные задачи являются звеньями ключевой стратегии — стремление к повышению престижа и статуса отдельных персонажей или групп в рамках коллектива.
|