[Список Лекций] [Праздники и ритуалы в архаических культурах] [Роль и место праздников в архаических культурах] [^] [>] [>>]

Праздники и ритуалы в архаических культурах

Роль и место праздников в архаических культурах

Праздник-ярмарка у колумбийских индейцев. Гравюра Т. де Бри (XVI в.)

Совершенно особое место в культуре (древней, традиционной, современной) занимают праздники, которые одновременно являются и торжественной формой группового (семейного, родового, племенного) единения, и мощным нормативно-правовым регулятором социально экономических отношений, и моментом особого эмоционального состояния, и временем демонстрации технических, декоративных, кулинарных и др. достижений.

Именно пища, по мнению большинства специалистов в области первобытности, является ключевым моментом любого празднования. Поэтому праздник (англ. feast) можно определить как совместную трапезу двух или более индивидуумов в связи с особым поводом, и сопровождающуюся потреблением особой (не повседневной) пищи [Feasts…, 2001].

В ходе праздника успешно реализуется ряд вполне практических задач социального характера, связанных с функционированием локальной группы, рода, общины, племени или племенного объединения:

• мобилизация большинства членов коллектива для совместной работы по подготовке к празднику (строительство, заготовка особых продуктов, приготовление блюд, производство подарков для гостей, организация культурной программы — церемонии, обряды, танцы и т. д.);

• создание или укрепление связей и сотрудничества внутри коллектива (по горизонтальной проекции) и, напротив, исключение отдельных индивидуумов или групп из процесса подготовки;

• возникновение особых взаимоотношений (не свойственных повседневной жизни) между различными социальными слоями общества (вертикальные проекции), включая политические союзы;

• инвестирование отдельными членами коллектива или группами (семьями, родами, кланами) запасов продуктов в проведение праздника с целью обретения особого престижа и привилегий;

• стимулирование обменных операций, привлечение партнеров для межгрупповых браков;

• обретение власти и контроля над ресурсами через систему взаимных обязательств (реципрокация);

• извлечение части продукта, производимого в рамках общины (племени) для исключительного пользования представителями племенной элиты;

• обретение или предоставление покровительства;

• компенсация за ущерб в результате неравномерности в перераспределении продукта.

Все вышеперечисленные задачи являются звеньями ключевой стратегии — стремление к повышению престижа и статуса отдельных персонажей или групп в рамках коллектива.

[^] [>] [>>]