[Список Лекций] [Праздники и ритуалы в архаических культурах] [Публичные ритуалы: праздник встречи первого лосося] [<<] [<] [^]

Праздники и ритуалы в архаических культурах

Публичные ритуалы: праздник встречи первого лосося

Церемония встречи первого лосося у индейцев квакиутль

Среди многочисленных публичных церемоний и ритуалов совершенно особое место принадлежит церемонии встречи первого лосося (First Salmon Ceremony), которую исследователи зафиксировали у многих индейских племен северо-западного побережья и которая практически совпадает с территорией распространения лосося в Северной Америке. Племена же, у которых эта церемония была не столь ярко выражена или даже отсутствовала (например, хайда и тлинкиты), имели непременный набор обычаев, соблюдавшихся при лове и обработке лосося, а также мифы и сказки о лососе.

Детальное изучение церемонии встречи первого лосося принадлежит американской исследовательнице Эрне Гюнтер, посвятившей в 1920-х гг. этому культурному феномену две специальные статьи. В основе церемонии лежит представление о бессмертии духа лосося и его ежегодном воплощении в ходах рыбы на нерест. Интенсивность и обилие лосося напрямую зависит от степени почитания его человеком, от строгого соблюдения традиций его ожидания, лова, переработки и хранения, от неукоснительного исполнения определенных ритуалов, сопровождающих все эти процедуры.

Сигнал о приближении лососей обычно подавал за несколько дней шаман, который узнавал об этом из своих «видений», а также по наблюдению за явлениями природы и даже по звездам.

На севере региона церемония встречи первого лосося хорошо известна у индейцев цимшиан. После поимки первого лосося в сезоне на место лова приглашаются все шаманы поселка. Они приходят в праздничных нарядах и приносят специальную циновку из коры, украшенную перьями и охрой. По этнографическим описаниям известно, что у реки шаманы менялись одеждой с рыбаками, и старший из шаманов ловил первую рыбу. Пойманного лосося кладут на циновку, четыре шамана берут циновку за края и торжественно несут ее в дом вождя во главе процессии из старейшин и всех наиболее уважаемых членов племени. В доме лосося кладут на специальный столик, и шаманы четыре раза обходят вокруг него. Старший из шаманов призывает двух женщин-шаманок на разделку рыбы. Они приступают к разделке, нараспев обращаясь к лососю как к исключительно уважаемому партнеру, и называют его особыми именами. В качестве инструмента используются ножи из створок раковин, что подчеркивает торжественность процедуры. Использование металлических орудий могло вызвать ураганы и несчастья. По данным известнейшего американского этнолога А. Кребера, калифорнийские юрок избегали пользоваться ножами из металла даже в начале ХХ в. и предпочитали традиционные — из обсидиана или кремня.

У береговых сэйлиш центральную роль в церемонии также играл шаман. Он выходил на специальную платформу над потоком, пел песни и бил в погремушку. Его лицо было раскрашено красной охрой, а орлиный пух в его волосах символизировал мир и гостеприимство. После этого шаман садился в каноэ и загарпунивал несколько лососей. Все обитатели поселка (допущенные к церемонии) ожидали его на берегу. Шаман бережно выносил первого пойманного лосося и передавал его для разделки и приготовления. Рыбу варили, и каждый должен был непременно попробовать праздничное угощение. На следующий день праздник продолжался, его участники ели остальных лососей, пойманных шаманом, и только после этого переходили к массовому лову и заготовке рыбы.

В общем историко-культурном контексте церемония встречи первого лосося и особые ритуалы, сопровождающие первую трапезу, являются частью более широкого комплекса представлений об умирающей и воскрешающейся природе, о цикличности жизни, об особом характере взаимоотношений человека и промысловых животных, о необходимости поддерживать незыблемость этих отношений путем обрядов и ритуалов.

Не менее важна и палеоэкологическая составляющая. Отметим три принципиально важных момента:

• биологические особенности нереста лососевых;

• значение «паузы» между поимкой первого лосося и началом массового лова;

• характер добычи лосося во время массового лова.

Для нормального процесса нереста, происходящего в верховьях рек и ручьев, необходимы определенный температурный баланс, чистота воды и (главное!) достаточное пространство для икрометания. Теснота отрицательно влияет на икрометание и количество вырастающей молоди. Пауза в три, пять, десять и более дней, которую выдерживали во время церемонии встречи первого лосося, является ничем иным, как эффективным способом регулирования этого процесса — определенное количество рыбы свободно проходило на нерест. Таким образом, индейцы пропускали в верховья именно столько рыбы, сколько было необходимо для оптимально благоприятного икрометания. Затем индейцы закрывали проходы в дамбах, открывали ловушки и приступали к интенсивному промыслу. После нескольких дней (или в конце каждого промыслового дня) они снова открывали проход для рыбы. Это давало возможность племенам, живущим выше по течению произвести лов рыбы, а следовательно, ликвидировало почву для возможных межплеменных конфликтов. Подобная практика (исследователи даже используют термин «менеджмент») способствовала не просто поддержанию популяции лосося, а даже ее увеличению. Многие специалисты считают, что благодаря этому способу природопользования популяция лосося на тихоокеанском побережье до прихода белых была даже больше, чем до появления здесь первого человека (до 12 000 л. н.).

 

[<<] [<] [^]