Существуют самые разные принципы классификации праздников (этнографические, религиозные, экономические и т. д.). Например, один из вариантов [Dalton, 1977] предполагает достаточно детальную классификацию праздников по следующим признакам: • повод для проведения праздника (календарное событие, хозяйственное событие, свадьба, рождение детей, похороны, строительство нового дома, начало или окончание войны, ритуалы);• символическое содержание праздника;• виды практической выгоды для организаторов праздника;• масштабы;• использование в ходе праздника предметов и атрибутов, изготовленных из редких (а потому престижных) видов сырья (необычных сортов камня, раковин, дерева, перьев и т. п.);• социальный состав участников;• горизонтальные и вертикальные социальные взаимоотношения между гостями праздника и его устроителями (хозяевами);• механизм взаимообязанностей по поводу организации праздника (инициативный или ответный праздник);• приуроченность праздника к календарным (сезонным) или социально-экономическим (политическим) событиям.В других вариантах в основу классификаций положены, например, уровень социальной организации [Feasts…, 2001. P. 144], масштабы и характер подарков [Yan, 1996] и др.По мнению большинства исследователей, внимательное прочтение археологических контекстов позволяет зафиксировать свидетельства праздников и церемоний в архаических культурах.• пища — остатки необычных и редких видов растений и животных, приправы, специи, ароматизаторы;• сосуды, емкости, контейнеры — необычные размеры и форма, особый материал сосудов, сложная орнаментация, характерное число сосудов или предметов посуды, специфическое назначение (например, для алкогольных напитков) и т. д.;• конструкции для приготовления пищи — необычного размера печи или очаги, комплексы из нескольких очагов;• конструкции для потребления пищи — специальные кратковременные или долговременные постройки для гостей высокого ранга, для представителей элиты, помещения для ритуальных трапез, сопровождающиеся специфическими кухонными отходами;• локализация пищевых остатков — у объектов культового значения естественного (необычные элементы рельефа) или искусственного происхождения (погребальные комплексы, мегалиты, пещеры и поверхности с петроглифами или рисунками);• находки предметов престижного характера — комплексы или отдельные изделия из экзотических материалов, ритуальная атрибутика, украшения, а также свидетельства намеренной утилизации и порчи изделий престижного статуса (в погребальном контексте или в качестве демонстрации);• следы древнего «этикета» — предметы, связанные с курением или другим видом потребления наркотических, галлюциногенных или алкогольных средств;• следы публичных церемоний — маски, специальные костюмы, головные уборы, следы грима, раскраски, инструменты для татуировки и т. п.;• погребения — индивидуальные или групповые захоронения (серии захоронений), сопровождающиеся исключительно богатым инвентарем, высокотехнологичными изделиями из камня, керамики, кости, рога, раковин и др., предметами из экзотических материалов, импортными изделиями, символами социального статуса (жезлы, эмблемы);• свидетельства существования счетных систем — находки изделий с «периодичными» насечками или гравировками, токенов, узелковых или иных счетных приспособлений для фиксации и оценки средств и материалов, проходящих через праздник;• художественные изделия со сценами подготовки или проведения праздников и церемоний (глиняная пластика, роспись на сосудах, петроглифы и т. д.).Безусловно, масштаб и разнообразие праздников для разных уровней социального развития общества существенно отличаются. Это, в первую очередь, характерно для обществ с присваивающей экономикой. В эгалитарных обществах структура проведения и со держания праздника принципиально иная, нежели в обществах трансэгалитарных. В эгалитарных обществах охотников-собирателей, безусловно, происходили важные социальные события (заключение соглашения о партнерстве между локальными группами, браки, промысловые церемонии), сопровождающиеся праздниками (совместной трапезой) «хозяев» и «гостей». Однако в обществах, существующих в условиях труднодобываемого и ограниченного пищевого рациона, в первую очередь работают механизмы, направленные на сохранение популяции, а не на создание запасов продовольствия. Поэтому равное распределение продукта между всеми членами коллектива носит не церемониальный, а необходимый характер, пища для праздников практически не отличается от повседневной, «ответные» визиты заранее не планируются и не оговариваются, система «подарок в обмен на последующий подарок большего размера» не имеет смысла и не работает. Именно поэтому следы праздников в обществах эгалитарного уровня за редким исключением практически не читаемы археологически.Совершенно иная картина наблюдается в обществах охотников собирателей, эксплуатирующих экологические ниши с высоким уровнем биомассы (трансэгалитарные общества). Значительная энергия в таких коллективах тратится именно на создание запасов и трансформацию этих запасов в различные формы социального престижа и особого статуса посредством многочисленных и разнообразных праздников, в которых участвуют семьи, роды, кланы и общины. Именно они стимулируют развитие технологий обработки различных органических и неорганических материалов, расцвет декоративного и монументального искусства, возникновение ритуалов, церемоний и культов. Такими, по данным археологии, представляются общества охотников-собирателей позднего палеолита Европы (памятники на территории Франции, Испании, Чехии, Германии, европейской части России), Южной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, ряда районов Северной и Южной Америки и др.
|