[Список Лекций] [Основные черты первобытного сознания и мышления] [Основные подходы к изучению первобытного сознания и мышления] [Люсьен Леви-Брюль] [^] [>] [>>]

Основные черты первобытного сознания и мышления

Люсьен Леви-Брюль

Люсьен Леви-Брюль

В XIX в. наука практически не различала современное мышление цивилизованного человечества и мышление архаичного, первобытного типа. Вопрос о специфике архаичного мышления был поставлен Люсьеном Леви-Брюлем (1857–1939 гг.), который настаивал на его предлогическом, или пралогическом, характере.

Опираясь на воззрения своего учителя Э. Дюркгейма, утверждавшего, что представления первобытных людей о времени, пространстве, причине и т. д. не выражали объективного существования, а были лишь «коллективными представлениями» об организации мира и общества, Леви-Брюль развил до концепции (на привлеченных этнографических материалах, накопленных к концу XIX в.) закон дологического мышления. В 1910 г. вышла работа «Мыслительные функции в низших обществах», в 1927 г. —«Примитивная душа», «Сверхъестественное и природа первобытного мышления», в 1930 г. —«Первобытное мышление». Изучая первобытные мифы, верования, обычаи, Леви-Брюль пришел к выводу о существенном различии между первобытным мышлением и сознанием цивилизованного человека.

«Первобытное мышление по своему содержанию — мистическое и пралогическое (в нем нет различения естественного и сверхъестественного), оно мало считается с опытом и нечувствительно к противоречиям, руководствуется не законами логики, а законом партиципации (сопричастности), т. е. признает передачу различных свойств от одного предмета к другому посредством соприкосновения, овладения и т. д. Это “пралогическое мышление”, в котором решающую роль играют ассоциации. Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, не являются плодом размышления и рассуждения, но преимуществен но — чутья, интуиции, слепого навыка. В целом же первобытное сознание — общественное, коллективное, является плодом коллективных обычаев и привычек. Логическое и пралогическое мышление — это не стадии, а типы мышления, сосуществующие в одном и том же обществе. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но всегда будут сохраняться коллективные представления, которые выражают интенсивно переживаемую сопричастность» [Леви Брюль, 1930]. Леви-Брюль поставил, таким образом, проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и его общественной жизни.

В конце жизни Леви-Брюль отказался от своей первоначальной теории «пралогического мышления», но продолжал разрабатывать проблему «партиципации»— сопричастности, считая ее фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей — современному. Он стремился при этом разрабатывать методологию изучения мышления, основывающуюся на описании, а не на оценочных суждениях. Социальная партиципация рассматривается Леви-Брюлем как одно из проявлений, частный случай этого фундаментального качества. Он анализирует реальность, выраженную мифологическим языком, утверждая, что если восприятие существ и природных объектов носит «мистический характер», то представление о них получает мифологический характер, т. е. содержит «мистический элемент», который заключает в себе нечто большее, чем реальное, «позитивное» содержание события. Таким образом, то, что воспринимается в таком представлении, есть чувство родства с «мистической реальностью». Таков ключ к адекватному пониманию мифологии. Уже Э. Дюркгейм и М. Мосс говорили о «коллективных представлениях», но Л. Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенным сознанием, которое существует преимущественно в первобытных обществах. Таким обществам свойственна корреляция между присущим им типом мышления по принципу «партиципации» и строгой социализацией, составляющей другую их отличительную особенность.

Сопричастность, «партиципация», становится, таким образом, ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений. Основанные на этих последних формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности.

Говоря о первобытном сознании, Леви-Брюль почти всегда ограничивается религиозными представлениями и действиями. Его теория мало связана с повседневной жизнью первобытных обществ, с ее нерелигиозными аспектами. В то же время коллективный характер религиозных представлений и религиозных действий присущ не только обществам, не обладающим письменностью, но и тем, которые вступили в стадию цивилизации и сознание которых имеет уже иные (логические) свойства. Это обстоятельство заставляет признать, что теория Леви-Брюля важна как постановка проблемы, но предложенное решение далеко не окончательно и во многом дискуссионно.

Помимо современной философии и истории общественной мысли Л. Леви-Брюль занимался изучением особенностей первобытного, или «примитивного», мышления. Выступая против концепции Э. Тайлора и других эволюционистов, согласно которой первобытный человек мыслил так же, как и современные люди, Л. Леви-Брюль выдвинул положение о том, что разным этапам в развитии общества и культуры соответствуют различные типы мышления. По отношению к мышлению первобытного человека он употребляет понятие «коллективные представления». Эти представления, передающиеся из поколения в поколение и навязываемые индивиду социальной средой, зачастую игнорируют элементарные логические законы и заменяют их законом партиципации. Подчеркивая мистическую ориентацию первобытного мышления, его нечувствительность к очевидным для современных людей противоречиям, а также преобладание в нем эмоциональных элементов, Л. Леви-Брюль склонен был характеризовать его как «пралогическое». Разработанная французским философом концепция «пралогического» мышления позволила по-новому взглянуть на религиозные верования и поведение наших отдаленных предков. Опираясь на ряд этнографических наблюдений, Л. Леви-Брюль не отметил рациональных начал и их значения для познания мира человеком. Центральная часть концепции первобытного менталитета — нечувствительность так называемого дологического мышления к противоречию и переживание сопричастности как основная единица мыслительной операции.

Выдающиеся русские этнографы Л.Я. Штернберг, М.М. Ковалевский, В.Г. Богораз-Тан критиковали теорию пралогического мышления Л. Леви-Брюля. Причина разномыслий кроется в недостатке знаний у первобытных людей, полагал Ковалевский. Штернберг писал: «Мыслительный аппарат “дикаря” устроен точно так же, как и у нас, и процесс мышления у него происходит по тем же законам, как и у человека цивилизации. Как и последний, дикарь наблюдает, сравнивает, классифицирует однородные явления и разграничивает разнородные, подмечает последовательность явлений, их связь и причинность, строит индукции, силлогизмы, соединяет силлогизмы в концепции. И в пределах его наблюдательного и мыслительного опыта идеи и выводы, им создаваемые, логически всегда правильны… Мало того, его рассуждения столь же научно безошибочны, как и наши, доказательством служит множество гениальных приспособлений и изобретений, которые иначе не могли быть произведены, как правильной упорной работой мысли» [Штернберг, 1936]. Синкретизм в первобытной культуре проявляется не только в формах деятельности, но и в формах мышления и идеологии.

[^] [>] [>>]